Анетта Шаван © Tobias Schwarz / Reuters

Эта история, кажется, и должна была произойти в Германии, где научные регалии прописывают даже в авиабилетах. Ученая степень ценится у немцев высоко, а лишение ее – несмываемое пятно на профессиональной репутации. Обычно. Но не в случае Анетты Шаван, вынужденной покинуть кресло министра образования из-за диссертационного скандала.

В Германии это был главный аттракцион минувшей недели: когда уйдет Анетта Шаван. В прошлый вторник университет Дюссельдорфа, высмотрев плагиат в диссертации 33-летней давности, лишил докторской степени министра образования ФРГ, и отставка «плагианетты» была лишь вопросом времени. 

Кто прав в этой истории, будет решать суд. Собственно, необходимостью в судебном порядке отстаивать свою научную репутацию Анетта Шаван и объяснила прошение об отставке. «Если с университетом судится министр, отвечающий за науку, то это означает сложности и для ведомства, и для правительства, и для партии», – объяснила 57-летняя христианская демократка, в минувшие выходные прощаясь с канцлером Ангелой Меркель (обе в траурно темном, обе сдержанно волнуясь). 

На чьей стороне Ангела Меркель, сомневаться не приходится. «Отставку я приняла с тяжелым сердцем, поскольку в лице Анетты Шаван уходит наиболее признанный и профессиональный политик страны в области образования», – высказалась она на публике с несвойственной для себя сердечностью, а пресса разглядела даже непрошеную слезу в ее глазах, когда Анетта Шаван заверила, что отставка не означает конец их дружбы.

Эту историю можно трактовать и как трагикомедию об уличенной воровке, и как бурлеск о власти жадных до сенсаций медиа, и как драму о лживом научном мире, и как производственную драму – о сильной женщине на службе у государства, не сумевшей выстоять в мире альфа-самцов. И любая из трактовок будет оправданной. 

Факт, что в ходе пятимесячной проверки сотрудники философского факультета университета Дюссельдорфа обнаружили в диссертации 33-летней давности «доминирующее стремление ввести в заблуждение»: по словам контролера, профессора Рорбахера, значительная часть заимствований в научной работе Анетты Шаван лишена указаний на источники. 

Факт и то, что за лишение Шаван докторской степени ученый совет проголосовал, не удосужившись ни привлечь сторонних экспертов, ни выслушать саму предполагаемую воровку и (или) ее бывшего научного руководителя. О том, что звание «доктор философии» придется из документов вымарывать, бывшая диссертантка узнала из журнала Spiegel. 

У этой 57-летней немки с обаятельным обликом английской старушки за жесткость прозванной «фрау Непогрешимость», немало врагов, а методы, которыми противники пытаются устранить одну из наперсниц Ангелы Меркель, не всегда добросовестны. Претендуя в 2005 году на пост главы Баден-Вюртемберга, Анетта Шаван получила лишь 39% голосов коллег по Христианско-демократическому союзу. По версии, которую приводит Süddeutsche Zeitung, свою роль во внутрипартийном голосовании сыграли слухи, что Шаван состоит в лесбийской связи и это якобы делает ее кандидатуру невозможной. 

Есть претензии и к самой Шаван, которая рекордно долгий срок (10 лет) занимала пост министра культуры Баден-Вюртемберга и отметилась в нескольких спорных образовательных инициативах: благодаря ее настойчивости первоклассникам начали преподавать иностранный язык (хотя, возможно, стоило бы заменить их дополнительными уроками немецкого), а школьное обучение, сократившись на год, стало еще более интенсивным.

С журналистами Шаван никогда не заигрывала, свою линию вела вежливо и упрямо. Она не изменила себе и когда ее заподозрили в плагиате (впрочем, седея на глазах). И из всех громких отставок в годы правления Ангелы Меркель эта, наверное, была самой достойной: в прошлую субботу объявляя о своем решении, Анетта Шаван держалась просто, изъяснялась внятно, чем в лучшую сторону отличалась от первого плагиатора в новейшей немецкой истории, Карла-Теодора цу Гуттенберга, который был вполне обоснованно уличен в краже интеллектуальной собственности, но и по сей день, уже лишившись кресла министра обороны ФРГ, считает себя жертвой недобросовестных газетчиков.

Расследование, которое определит, списывала ли Анетта Шаван, может затянуться на годы – немецкий научный мир обычно нетороплив, и скорость, с какой была отозвана докторская степень, удивительна (бог весть, сколько в этом желания немецких философов и дальше зажить своим мирком и ладком). Отказываясь от министерского кресла, Анетта Шаван лишила весомого аргумента политических противников «дорогой Ангелы», которая в качестве руководителя партийного союза готовится в этом году к выборам в бундестаг. Так что неожиданную сентиментальность канцлера можно объяснить и благодарностью. 

Эта история была слишком моралистичной, чтобы не сделаться желанной добычей прессы. «Теперь я могу стать министром транспорта. У меня еще есть водительские права», – веселилась в минувшие выходные Frankfurter Allgemeine Zeitung, разместив карикатуру на бывшего министра. Казалось бы, одиозно звучит теперь уже само название диссертации Анетты Шаван – «Личность и совесть». Однако своей отставкой она парадоксальным образом подтвердила важность наличия у первой – второй. Шаван могла бы упрекнуть в предвзятости и прессу, и несправедливый ученый мир, но была вместо этого скупа на комментарии, следуя любимой максиме своей подруги, Ангелы Меркель: «Чем сильнее буря, тем действия осторожней».

Если над Гуттенбергом немцы потешаются по сей день, вектор высказываний в адрес другого предполагаемого плагиатора радикально изменился уже в день отставки. Как заметил комментатор телеканала ZDF, «она вынудила оппозицию уважать себя». Битву за свою научную репутацию Анетта Шаван проиграла, но еще неизвестно, кто выиграет войну. Между тем, покинув кабинет министров, она лишь улучшила свой политический имидж. Если до субботнего заявления в ущербе партийному делу ее подозревали две трети немцев, то после него – только половина. В том, что для «фрау Непогрешимость» конца карьеры еще не видно, мало кто сомневается.