В 2018 году Китай, не желая больше быть жертвой мусорного колониализма, объявил о запрете на импорт большинства пластиковых отходов. Этот шаг не только поменял глобальные мусорные потоки, поставил экономику переработки отходов во многих развитых странах в затруднительное положение, но и практически разрушил индустрию ресайклинга в США. Впрочем, кризис, по мнению экспертов, может привести к нахождению более эффективных решений по управлению глобальными отходами или подтолкнуть компании выпускать более подходящую для переработки продукцию. Кроме того, хаос в этой сфере лишний раз привлек внимание к мифам, связанным с переработкой отходов.
Согласно данным Национальной ассоциации по переработке отходов США, 25% из того, что попадает в мусорную корзину, содержит опасные вещества и отправляется на свалку. Только два из семи типов пластика превращаются в новый материал (это №1 – в основном пластиковые бутылки, и №2 – толстый пластик, из которого изготовлены контейнеры для бытовой химии, молока, клетчатая упаковочная тара, кресла). Контейнеры из-под масла, йогуртов, и контейнеры-раскладушки сжигаются, несмотря на наличие на них символа ресайклинга. В целом, перерабатывается не более 10% пластика.
Тем не менее, переработка – как часть философии осознанного потребления – в глазах большинства потребителей выглядит решением проблемы мусора. Около 90% граждан США поддерживают переработку, 28% считают это своим гражданским долгом. У цивилизованного человека есть доступ к раздельным мусорным контейнерам, центрам по сортировке и переработке, что успокаивает большинство населения.
Но рефлексия на тему «это должно быть переработано» привела к так называемому вишсайклингу (wishcycling) – настойчивому желанию сдавать в переработку не только то, что не поддается переработке, но и затрудняет ресайклинг остального вторсырья. Этим без стеснения пользуются производители пластика и нефтепродуктов. Они вот уже несколько десятилетий настаивают на том, что ресайклинг является настоящей панацеей, а ответственность за переработку должен нести конечный потребитель. Впрочем, «вишсайклинг» не заканчивается на индивидуальном уровне – это можно увидеть, проследив за эволюцией термина.