Сегодня, 23 июня — День балалайки (учрежден в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте, в 1688 году балалайка была упомянута в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ».). Идеальный день, чтобы прервать молчание нашего «Севера» вопреки знаменитой латинской поговорке: Inter anna silent Musae. Начнем пока со старого текста про ту самую балалайку. Но мы готовим много чего нового. И, в первую очередь, рассказ о нашем пешем паломничестве в Троице-Сергиеву Лавру и о том, как Россия (ну или, как минимум, Подмосковье) 2022 года видится глазами пилигрима
***
Начнем с Гоголя. «Мертвые души». Чичиков подъезжает к дому Собакевича.
«Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихоструйного треньканья.»
Балалайка у Гоголя, мягко говоря, совсем не похожа на привычный нам символ русской народной музыки. Ни по форме, ни по материалу, ни по музыкальному ладу. Для него это двухструнный инструмент, сделанный из продолговатой тыквы (горлянки или, по-научному, лагенарии обыкновенной). А ведь Гоголь не такой древний писатель. «Мертвые души» он начал писать в 1835 году.
Примерно в это же время появляется одно из первых изображений балалайки в русской живописи — на картине Петра Заболотского «Мальчик с балалайкой».
Петр Заболотский «Мальчик с балалайкой». 1835 год. Государственный Русский музей
Тут у нее три струны и все таки деревянный корпус, но округлой формы и скорее напоминает не нашу балалайку, а упрощенную лютню или ту же русскую домру.
Так что же такое наша привычная балалайка? Откуда она взялась и как все это связано с русским народом, его культурой и историей?
Если кратко, то ее создал в середине 80-х годов XIX века конкретный человек — выдающийся деятель русской музыкальной культуры рубежа веков Василий Андреев. А если подробно, то попробуем разобраться.
Примитивизация - как символ развития.
<< В 30-х годах XVII века, когда Россия оправилась от последствий Смуты... >>
Автор не в курсе, что в XVII веке государства с названием "Россия" не существовало. Такое государство Пётр I основал только в XVIII веке.
Лишний раз убеждаюсь, что официальная история России - на 99% - фейк.
Россия - это греко-византийское название территории и государственных образований восточно-славянских земель (известное с Х века), которое постепенно стало распространятся в разных формах и в Западной Европе и на самой этой территории (с XVI века) как официальное самоназвание. Окончательно закрепилось в конце XVI века как совокупность всех контролируемых русским царем престолов - "Русское царство", "всея великие России". Петр Первый переименовал государство в Российскую империю и окончательно закрепил форму написания с двумя "с" (до этого встречались варианты "с" одной с и через "а")...
Слово "домра" явно тюркского происхождения:
"Чтобы ты, малыш, уснул,
На дом(б)не звенит Джамбул ..."
:-)
.
В Википедии прочитал, что домра - старинный русский, белорусский и украинский музыкальный инструмент.
Интересно, почему у мальчика на картине обручальное кольцо?
С русской национальной музыкой много всякого удивительного происходило. Читал, что первоначально записи народных мелодий и песен в начале 19-го века (в форме нот, разумеется) осуществляли немецкие музыковеды-фольклористы. Изданные ими нотные сборники и были источниками представлений о музыкальных традициях русского народа для русских композиторов, охотно использовавших вошедшие туда мотивы в своих произведениях. Затем, прошедшие адаптацию и аранжировку мелодию объявлялись истинно народными, и уже в таком виде исполнялись фольклорными коллективами, а через них возвращались в низовое, народное музицирование.
Что-то подобное произошло и с русским национальным женским нарядом, сарафаном и кокошником, побывавшими сначала утвержденной формой наряда а ля рюс при императорском дворе, и лишь затем — общепризнанной русской народной праздничной одеждой.
«По системе запретов можно понять, чем люди занимаются»
Умберто ЭКО "Маятник Фуко"
Война со скоморохами входила в единое направление вместе с борьбой с танцами, кулачным боями и азартными играми.
Церковь боролась за электорат.
Сначала было запрещено скоморошество на похоронах и кладбищах, потом совсем.
Многие музыковеды называют эти запреты катастрофой развития народной инструментальной музыки.
Интересно, что первоначально власть понимала, что одним указом традицию не искоренить.
И в локальных грамотах могла призывать, например, к переносу скоморошеских мероприятий на вечернее время в дни церковных праздников.
Например, в грамоте, датированной 1648 г. и адресованной белгородцам, царь вынужден искать компромисс с горожанами, которые во время службы в церковь не ходят, а увлекаются скоморошьими игрищами с дрессированными медведями и собаками, игрой на музыкальных инструментах, плясками в «харях» (масках) и кулачными боями. Опасаясь, что радикальный призыв к благочестию пропадет втуне, Алексей Михайлович предлагает жителям Белгорода «всяких чинов» не отказываться совсем от празднества со скоморохами, но отложить игрища на вторую половину дня, после окончания церковных служб
Водку, стало быть, оставили на закуску
Граненый стакан еще!
Думаю, что домра из романтического средневековья "не попала в ритм" того времени - промышленной революции и модернизма, а гитара и балалайка, и еще гармонь - попали. Но продержаться дольше всех удалось гитаре, она заменила романтические струнные инструменты и на в период позднедворянского, и мещанского романтизма и последующего романтизма технической интеллигенции в СССР...