Предвыборный плакат движения "Единство". 1999 год

Предвыборный плакат движения "Единство". 1999 год

Выборы в современной России – это не столько способ распределения постов или мандатов с учетом мнения населения, сколько демонстрация властью своей власти. «Мы – власть, потому что побеждаем на выборах, а побеждаем мы на выборах потому, что мы – власть», – вот формула наших выборов и нашей власти.

Такое понимание выборов вполне объясняет и оправданность недопуска к ним несистемных оппозиционеров: раз они не власть и имеют наглость противопоставлять себя власти, то вполне логично вовсе не допускать их к важному государственному мероприятию.

Очень важные выборы

Значимость выборов в системе путинского государства нельзя преуменьшать, что довольно сложно, с учетом того, во что они у нас превратились. Тем не менее, начиная с самого Путина и заканчивая последним полицейским – вся власть в нашем государстве легитимизируется через победу правящей группировки на выборах. Можно сколько угодно рассуждать о «новом феодализме» и «новом дворянстве», но все это так и остается лишь эффектными метафорами, пока в практическом смысле должности распределяются через квазидемократические процедуры и церемонии, а не передаются по наследству без дополнительных условий. Сколько ни упражняйся в антимонархической риторике, но Путин правит не по праву рождения и не милостью Божьей, а потому что побеждает на выборах сам – в полном соответствии с законами, принятыми парламентом.

С точки зрения своих критиков, Путин побеждает на нечестных, неконкурентных и несвободных выборах – но ведь побеждает, и итоги этих выборов признают не только в России, но и на Западе. Так что Путин правит Россией только благодаря выборам и без них он сразу теряет всякую легитимность, хотя всякие разговоры о легитимности по вполне понятным причинам уже много лет вызывают негодование. Но в очередной раз повторю: если вы хотите понять, почему власть ведет себя так, а не иначе, важно не приписывать ей понятную или удобную себе логику, а исходить из того, что у нее есть своя логика и она действует в соответствии с ней.

Если бы Путин полагал, что можно править без парламента и выборов, провозгласив себя самодержавным императором всероссийским, – он бы так и сделал и никто бы ему не помешал. Хуже того, лидеры западного мира могли бы еще и на коронацию приехать. Это было бы для них даже некоторым облегчением: наконец-то все упростилось и сложилось понятным образом, и Путина теперь без оговорок надо воспринимать как саудовского короля или султана Брунея.

Но он видит ситуацию иначе, через призму своего весьма специфического легизма: законы можно и нужно корректировать в свою пользу, но править надо в соответствии с ними, и потому так важно поддерживать все декоративные элементы современного республиканского демократического государства и прежде всего иметь надежный, но легитимный парламент.

Так наша власть и устроена. Путин – избранный нами президент, во всяком случае – по версии ЦИКа. И хотя все уже поняли, что он собирается править пожизненно, но раз в пять лет будут выборы, пусть и с заранее известным итогом.

Законы, сколь бы странными они ни были, надо соблюдать, потому что их принимает парламент, то есть как бы мы сами через своих представителей. Полицейских надо слушаться, потому что они выполняют приказы своего начальства (назначенного в конечном итоге все тем же выбранным нами, по версии ЦИКа, Путиным) и следят за исполнением законов. Не будь выборов – и вся эта схема повисла бы в воздухе. Поэтому выборы нынешней российской власти и нужны, и важны.

Естественно, они должны быть предсказуемыми и при этом убедительными, о чем неустанно говорит в последние дни и сам Путин.