Ушел Владимир Меньшов. Насыщенная долгая жизнь, безусловные достижения, великолепные фильмы. И все же грустно.
В очередь уже выстроились ригористы, готовые припомнить каждую неаккуратную фразу, разобрать по косточкам (сомнительные, кто бы спорил) политические взгляды и объяснить, почему человеку порядочному фильмы Меньшова смотреть ни в коем случае нельзя.
Но это все смешно. Ну, вступил под занавес жизни в Прилепина. Жаль, конечно, однако бывает. Через десять лет про это никто не вспомнит. Бог даст, и Прилепина никто не вспомнит. А фильмы останутся.
Странный, наверное, зачин для журнала «Власть», способный смутить постоянного читателя. Но нет, это не некролог (некрологов хватает) и не киноведческий текст. Разнообразных грехов у меня много, но я точно не киновед.
Дальше – в память о выдающемся режиссере – будет наивное зрительское рассуждение именно в том жанре, который профессионалы заслуженно ненавидят: «А о чем, собственно, этот фильм?»
И поговорим мы про один из главных фильмов о власти и подчинении – про фильм «Любовь и голуби».
Будем как дети
Добрая моя подруга, знаменитая Залина Маршенкулова, та самая, которая сумела пересесть куда-то с иглы мужского одобрения, ведет телеграм-канал «Женская власть». Стыдно признаться, не знаю, о чем она там пишет. Но, думаю, о важном – о бедах женщин, о преступлениях патриархата.
Это все на самом деле важно, я (почти) не пытаюсь иронизировать, но хочу сказать, что «Любовь и голуби» – это и есть рассказ о женской власти, о победе русской женщины над тем несчастным слизняком, которого принято из сострадания, видимо, называть русским мужчиной. И снят он, кстати, года за два до рождения авторессы канала «Женская власть».
Конечно, до фильма была пьеса Владимира Гуркина и спектакль по пьесе, но давайте попробуем отвлечься от контекста, попробуем пересмотреть фильм с максимально возможной наивностью. Как будто мы впервые пришли в кинотеатр в 1984-м (любопытное, кстати, совпадение, неумышленная отсылка). И впервые следим за приключениями незадачливого и симпатичного человека Василия Кузякина.
Не исключено, что Меньшову такой подход понравился бы – среди смыслов, которыми «лирическая комедия» (да, да, кавычки тут неизбежны) переполнена, есть и такой – только предельная наивность может спасти от бед бытия. Только близкие к юродству выживают, даже если умирают. Не случайно ведь один из главных моментов фильма – это рассказ про деревенского дурачка, которого любили голуби.
Правда, дурачка-то как раз убили, но он, проживший жизнь без злобы и кормивший голубей в заброшенной церкви, возможно, все-таки выиграл что-то очень и очень важное.
Ну, наивные мои собратья, так о чем же этот фильм? Куда нас переносит режиссер?
Ну а мне Юрский мешал. Ну какой из него мужик! Кину хочется верить, а тут сразу тебе показывают, что за идиота держат. У любого русского мужика злоба внутри была, потаённая, но была. А у Юрского на лбу музыкальная школа написана. И что, мало актрёров? Как Николай Михеев в Вечном Зове играл, а?
Спасибо за изумительную статью-память.
Ах, если бы все было на самом деле так прекрасно, как описывает автор! Если бы только "на просторах Родины чудесной" везде и всюду царил матриархат!
.
Но, как автор верно подметил, армия - это "единственная территория, где женская власть не действует". Поэтому наилучший способ избежать мудрого, мирного матриархата или, если угодно, "бабьего царства", - это перевести жизнь на военные или, по крайней мере, полувоенные рельсы: армия, спецслужбы, униформы, битвы за урожай, авралы, кризисы, военные конфликты, гибридные войны, спецоперации и так далее ... И все должно быть с надрывом, наспех, тяп-ляп и с риском, с опасностью для жизни. Типа, "не женское это дело!" :-)!
.
Вот всем этим с успехом и занимаемся ...
.
Потому и патриархат в результате :-)!
Хороший художник, каковым был Меньшов, создает произведение многозначное, со многими смыслами. Фильм "Любовь и голуби" мне понравился, но осталось послевкусие чего-то очень печального и грустного. Спасибо автору, многое разъяснил. Он о тупике, в который зашел Советский Союз. Предчувствие краха уже на уровне жизни деревенского жителя. У Бердяева когда-то читал о "вечно бабьем" в жизни России.
Тут на память мне пришел фильм Глеба Панфилова "Прошу слова", снятый в 1975 году. Сразу же увидел в нем выдающийся антисоветский фильм. Многие, как мне кажется, восприняли его в духе фильма "Член правительства". Но это было опровержением образа, созданного гениальной Верой Марецкой. Мэр крупного провинциального города, представленный Инной Чуриковой, обречен на крах, поскольку не понимает сути системы, которой служит верой и правдой. Ничего, кроме смерти, за прекрасной идеей социализма нет. А вот теперь мы пожинаем плоды краха социализма, на смену которому пришло самодержавие и мракобесие.
Почему именно этот путь был выбран Россией? Ответа у меня, к сожалению, пока нет.
Вот чем-то этот фильм был мне неприятен, причем я всё никак не мог это сформулировать, даже для себя. Что-то в нём было неправильно. Спасибо, Иван! Такой гештальт закрыли.
К режиссеру и актерам претензий нет, в техническом, "киношном" плане всё в порядке. И ни одной критической рецензии не найти. А проблема оказывается не в фильме, а в той модели отношений, которую он показывает. Даже то, насколько фильм всем нравится, и что проблемы такой модели никто не обсуждает, тоже о чём-то говорит
Один из лучших текстов памяти Меньшова...
Хотя вроде не об этом, а больше всего вызывает желание пересмотреть работы режиссера
Вот и я тогда посмотрел этот фильм с тоской и печалью. Не смеялся ни разу, даже великий Юрский в нем "не на месте" - ну не его эта роль!
У́ж не знаю - почему.
Иван, спасибо, раз'яснил.
Браво, Иван Федерович !
Как ни странно, очень добрый текст!
Такая тема - необычная не только для Власти в Republic...
Вообще говоря, всегда очень интересно и необычно читать про то как из дня сегодняшнего смотрятся культовые советские фильмы - о чем они на самом деле были...
Интересно было бы прочесть подобные умные мысли от умных людей, например, о фильме "Журналист" (1967) - образец, на мой взгляд, весьма необычного для того времени (эпоха раннего Брежнева) совкового кино на условно близкую тему...
Кстати, Юрий Васильев, игравший главного героя в "Журналисте", снимался и у Меньшова в "Москва слезам не верит".
Как кричала Ульянка в "Волшебном кольце": "Ваня, я ваша навеки!!!)))"
Очень все так и в кинокартине, и в жизни...
Я бы не делал из одного фильма столь далеко идущих выводов. В качестве антитезы могу предложить не столь звездный, но мастерски сделанный фильм "Вас ожидает гражданка Никанорова" с прекрасным дуэтом Гундаревой и Брондукова и достаточно реалистической деревней, где все попытки местной красавицы взять под контроль скромного зоотехника разбиваются в пух и прах. И он вроде бы и ведется какое-то время, и позволяет ей на что-то надеяться, и даже проходит с ней под ручку по всему селу. Но в самый ответственный момент уезжает, и все. Пенелопа рыдает и даже пускается в поиски Одиссея, но тщетно. Так что женщины сильны, слов нет. Но и мужчины не такие уж жертвы, как это может показаться на первый взгляд.
великолепный фильм, кстати! Глаз не оторвать.