Афиша фильма "Любовь и голуби". Иллюстрация: wikipedia.org

Афиша фильма "Любовь и голуби". Иллюстрация: wikipedia.org

Ушел Владимир Меньшов. Насыщенная долгая жизнь, безусловные достижения, великолепные фильмы. И все же грустно.

В очередь уже выстроились ригористы, готовые припомнить каждую неаккуратную фразу, разобрать по косточкам (сомнительные, кто бы спорил) политические взгляды и объяснить, почему человеку порядочному фильмы Меньшова смотреть ни в коем случае нельзя.

Но это все смешно. Ну, вступил под занавес жизни в Прилепина. Жаль, конечно, однако бывает. Через десять лет про это никто не вспомнит. Бог даст, и Прилепина никто не вспомнит. А фильмы останутся.

Странный, наверное, зачин для журнала «Власть», способный смутить постоянного читателя. Но нет, это не некролог (некрологов хватает) и не киноведческий текст. Разнообразных грехов у меня много, но я точно не киновед.

Дальше – в память о выдающемся режиссере – будет наивное зрительское рассуждение именно в том жанре, который профессионалы заслуженно ненавидят: «А о чем, собственно, этот фильм?»

И поговорим мы про один из главных фильмов о власти и подчинении – про фильм «Любовь и голуби».

Будем как дети

Добрая моя подруга, знаменитая Залина Маршенкулова, та самая, которая сумела пересесть куда-то с иглы мужского одобрения, ведет телеграм-канал «Женская власть». Стыдно признаться, не знаю, о чем она там пишет. Но, думаю, о важном – о бедах женщин, о преступлениях патриархата.

Это все на самом деле важно, я (почти) не пытаюсь иронизировать, но хочу сказать, что «Любовь и голуби» – это и есть рассказ о женской власти, о победе русской женщины над тем несчастным слизняком, которого принято из сострадания, видимо, называть русским мужчиной. И снят он, кстати, года за два до рождения авторессы канала «Женская власть».

Конечно, до фильма была пьеса Владимира Гуркина и спектакль по пьесе, но давайте попробуем отвлечься от контекста, попробуем пересмотреть фильм с максимально возможной наивностью. Как будто мы впервые пришли в кинотеатр в 1984-м (любопытное, кстати, совпадение, неумышленная отсылка). И впервые следим за приключениями незадачливого и симпатичного человека Василия Кузякина.

Не исключено, что Меньшову такой подход понравился бы – среди смыслов, которыми «лирическая комедия» (да, да, кавычки тут неизбежны) переполнена, есть и такой – только предельная наивность может спасти от бед бытия. Только близкие к юродству выживают, даже если умирают. Не случайно ведь один из главных моментов фильма – это рассказ про деревенского дурачка, которого любили голуби.

Правда, дурачка-то как раз убили, но он, проживший жизнь без злобы и кормивший голубей в заброшенной церкви, возможно, все-таки выиграл что-то очень и очень важное.

Ну, наивные мои собратья, так о чем же этот фильм? Куда нас переносит режиссер?