Игрушечная церковь с рыжим попом, звонарем в лихом картузе и распятым Христом. Ростов Великий Музей народного искусства

Игрушечная церковь с рыжим попом, звонарем в лихом картузе и распятым Христом. Ростов Великий Музей народного искусства

Путешествуя по стране, заходишь в музеи. Так принято и так правильно. Есть понятный набор — в каждом почти городе найдется картинная галерея (хорошая или плохая — тут уж как сложится), дома или квартиры местных знаменитостей, краеведческий музей с обязательным чучелом медведя и зубом мамонта. Есть также разные новые места — особенно, что неудивительно, в модных туристических центрах.

Нынешнее благополучие города Мышкина, например, выросло из «музея мыши». В некотором смысле он — родоначальник всех этих туристических аттракционов. Мне повезло (или наоборот — это как посмотреть), я был там на заре истории небывалого успеха. Видел, с чего все начиналось, видел две комнаты, заполненные изображениями мышек. Сработало, урбанисты разрекламировали опыт, а предприниматели поняли, что так можно и даже нужно.

Теперь частных музеев тысячи, среди них попадаются, конечно, плохие и очень плохие: одни сделаны людьми жадными просто ради того, чтобы выбить из досужего туриста копеечку, другие хоть и открыты, наоборот, людьми честными, болеющими за свое дело и свое место, но очень уж, что ли… Как бы это мягко… Бестолковыми.

А попадаются, наоборот, замечательные. Настоящие, правильные и нужные. Вот мы и хотим на страницах «Севера» затеять долгий разговор о том, что это вообще такое — «правильный музей». Как втянуть человека в его же историю, как заставить его чувствовать красоту, и — что тоже, между прочим, немаловажно, — как сделать это без школярского занудства? Человек ведь в музее радоваться должен, а не зевать, «усваивая полезные знания».

Попробуем найти специалистов, поговорить, сами поделимся мыслями (кое-что все-таки и мы повидать успели), но программные заявления отложим на потом. Сегодня разговор совсем простой — я просто расскажу про два новых музея в одном старом городе.

Не так уж ведь и много осталось сравнительно теплых деньков для путешествий. Вдруг да пригодятся кому-нибудь эти замечания. Потом осень, потом зима, потом тоска. А пока еще можно еще на красивое полюбоваться.