Усилившееся в последний год политическое давление в России направлено против вполне определенной социальной группы. Журналисты, адвокаты, активисты, оппозиционные политики — всех их так или иначе можно назвать «людьми свободных профессий». Давление оказывается в первую очередь на тех, кто независим от власти, в том числе и финансово. Новые репрессивные законы, включая закон о «СМИ-иностранных агентах», как минимум, ставят под угрозу их независимость, не говоря уже о безопасности. Наивно думать, что это давление не получит дальнейшего развития. Только что в Москве 13 музыкантов исключили из списка участников концерта в честь Дня города из-за поддержки Алексея Навального и участия в акциях протеста, — сообщает проект «ОВД-инфо» со ссылкой на сотрудника Государственной академической хоровой капеллы Дмитрия Клюева . Хорошо, что не увольняют (пока), но медленное вытеснение в категорию «социально неблагонадежных» уже происходит.
Прежде по отношению к «неблагонадежным» использовались не только кнут, но и пряники: после протестов 2012 года, например, возобладала идея, что для усмирения недовольных горожан им нужно обеспечить «европейские условия проживания и работы»; именно тогда Москва и другие крупные города стали развивать «креативные пространства» (а, стало быть, и места работы для людей свободных профессий). Тогда же в Москве появился, например, «Гоголь-центр»; это открыто не формулировалось, конечно, но театральный центр должен был по идее переводить политическую активность несогласных в эстетическую плоскость.
Перед нынешними парламентскими выборами никаких спецпредложений для креаклов нет, что характерно. Креативные пространства со временем превратились во вполне конформистские; а с худруком «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым в 2021 году государство не продлило контракт (а в 2020 году еще и приговорило к условному сроку и штрафу по странному делу о хищении бюджетных средств). Видимо, путь «эстетического подкупа» сегодня сочтен неэффективным и затратным — и решено перейти к превентивному запугиванию; атаку на театр «Современник» летом 2021 года можно считать своеобразной разведкой боем. Решение вопроса о «месте артиста в общем строю», перефразируя Маяковского, пока отдан на откуп нижестоящим инстанциям: глава общественного совета при Минкульте Михаил Лермонтов обещал «в начале сентября обсудить репертуарную политику театров в части ее соответствия стратегии национального развития и нацбезопасности». Пока что о заседании ничего не слышно; но, конечно, жизнь — в том числе и работников культуры — уже не будет прежней. Самое время поговорить о моделях поведения для людей независимых профессий и взглядов в сегодняшних условиях.
Модели поведения
«Выживать или жить?» — так сегодня можно сформулировать ключевой вопрос для большой группы людей, чьи интересы не ограничиваются только материальными. В новой России вариантов поведения для людей свободных профессий стало больше, конечно, чем в советское время — но по мере сужения свобод они так или иначе трансформировались.
"Креаклы"?! Фи, как некрасиво. И смешно
о служебном романе чиновника класса А и литературоведа Маши
Автобиографическая работа, практически ))
Ну да, как у Сартра: "никогда мы не были так свободны, как в годы оккупации" - если понимать свободу как масштаб морального выбора, а не комфорт, конечно. "Но разве от этого легче?".
В условиях тирании, а она бывает разной модификации, конформизм становится формой выживания. Конформист ложится под давлением власти, но не ломается, распрямляясь при малейшей возможности. Нонконформист, конечно, прекрасен, но судьба его обычно трагична. Впрочем, и конформистов власть добивала за непокорность. Так было с А.Т. Твардовским, К.М. Симоновым и многими другими.
«Вертинского» обсуждать рано, а про «Историю одного назначения» тут что-то совсем не то сказано. Там рассказывалось про то, что государственный механизм не имеет обратного хода, когда в его шестеренки затягивает человека. И про то что репутация, общественное положение, признанный всеми талант, вхожесть в высокие круги не помогут никого выдернуть из этой машины. Только себя дураком выставишь.
Упрекать Смирнову за пропаганду лоялизма некрасиво и неверно по сути.