Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генеральную прокуратуру и столичную мэрию из-за постановки «Первый хлеб» в театре «Современник», премьера которой состоялась 19 июля. Авторы обращения утверждают, что к ним поступают многочисленные обращения и жалобы от ветеранов по поводу «чрезмерного использования актерами ненормативной лексики, пропаганды ЛГБТ-сообщества и оскорбления чести и достоинства фронтовиков». Авторы обращения также призвали руководство театра «Современник» изменить постановку к следующим показам. И хотя театр не отменил спектакль, но все же внес в итоге коррективы в монолог главной героини. Таким образом конфликт между «Офицерами России» и театром «Современник» пока что закончился убедительной победой первых. То, что казалось еще вчера невозможным, сегодня данность.
Можно было предполагать, что поднявшийся шум в медиа станет своеобразной защитой для театра – публичность хорошо помогает в таких случаях; причем речь идет о театре, который входит условно в топ-10 среди московских. Однако на это, по-видимому, и рассчитывали общественники: топовый, да еще и государственный театр предпочел не идти на открытый конфликт. Там никак не комментировали обращение, а предпочли, видимо, «провентилировать» степень серьезности угрозы по своим каналам — и пойти, в итоге, на компромиссы (позже режиссер спектакля Бениамин Коц заявил, что монолог вернули к первоначальному тексту пьесы). Кстати, был такой сознательный прием в застойные годы: воткнуть в премьерный спектакль какую-то явную крамолу, за которую уцепятся цензоры и не заметят других, глубоких и скрытых аллюзий. Но здесь не тот случай: никакого двойного дна в спектакле нет. Все прозрачно и понятно.
Этот акт «чувственной цензуры» – назовем его так – прецедент и на самом деле заметная веха в истории культуры. Та же общественная организация в 2016 году фактически сорвала открытие выставки «Джок Стерджес. Без смущения» в Центре фотографии имени братьев Люмьер — правда, потом офицеры заявили, что погорячились, и ничего «опасного» на выставке не обнаружили. Однако до вмешательства в содержание произведений дело пока что не доходило. Но – дошло. Причем выбран для этого был по нынешнем меркам вполне безобидный спектакль. Действие в нем происходит в «очень маленьком городе на очень большой реке», где молодые люди сходят с ума от тоски; от тоски же идут записываться легионерами на неизвестную войну. Противостоит этому бабушка по имени Нурия (Лия Ахеджакова): она любит толстовки, текилу, коньяк, частушки, внуков и не любит войну. О чем и произносит страстный монолог в финале, на месте, где похоронен ее муж, погибший на афганской войне. Важно тут, помимо участия самой Лии Ахеджаковой, которая не скрывает своих антивоенных убеждений и в реальной жизни, еще и то, что спектакль, несмотря на всю абстрактность — о современности, причем о нашей. Пьесу написал уральский драматург Ринат Ташимов, поставил молодой польский режиссер Бениамин Коц. Современность в российском театре и кино, так сказать, вообще «не приветствуется» — а тем более разговор на болезненные темы. Да еще и само название спектакля поддает жару, намеренно обыгрывая соцреалистический канон («Первый хлеб» — так могло бы называться произведение классика соцреализма вроде Галины Николаевой или Петра Павленко).