В первой части этого цикла рассказывалось, почему за самозванцем, провозгласившим себя императором Петром Федоровичем, пошли и казаки, и крестьяне, и кочевники. Но что же хотел устроить на подконтрольных повстанцам землях Емельян Пугачев? Едва ли имеет смысл говорить, что у решившихся на бунт имелись какие-то четкие представления о том, как организовать государственную власть. Тем не менее, вступив в борьбу с правительством, предводители бунта должны были руководствоваться какими-то представлениями о справедливости, о правде и о том, как управлять подконтрольными территориями.
С развернутым знаменем
Примечательно, что одним из первых шагов в подготовке к восстанию стал выбор знамени.
Яицкий казак Иван Зарубин, вошедший в историю по своему прозвищу Чика — участник восстания яицких казаков 1772 года, одним из первых «признавший» в Пугачеве императора Петра III, поручил нескольким товарищам важное задание: «А вы-де поезжайте в городок и купите материи на знамена и все что должно исправлять надобно проворно». Как было установлено на следствии после разгрома и поимки Пугачева, на закупку в Яицком городке необходимых для знамен материалов (шелка, шнуров и других товаров) было собрано и потрачено 10 рублей (относительно заметная сумма для тех времен), шитьем знамен занимались в доме казака Михаила Кожевникова, у которого Пугачев, уже объявивший себя Петром III и разыскиваемый властями как самозванец, жил какое-то время накануне выступления.
Казаки не особенно думали над символикой. Как рассказывал Пугачев на первом после пленения допросе, «На полотных ничего другова нашито не было, как одни кресты раскольничьи». Однако белого шелкового знамени с восьмиконечным крестом в тех краях было достаточно, чтобы обозначить, что выступление поднимается «за правое дело» и что те, кого уже более 100 лет преследовало и дискриминировало государство, теперь призываются под эти знамена.