Первые несколько лет после переезда из Европы в Массачусетс с мужем Морисом в конце 1980-х Миша Дефонсека не распространялась о прошлом. По примерному возрасту женщины соседи предполагали, что она родилась в середине 1930-х, а по регулярным визитам в синагогу было очевидно, какой веры она придерживается. Получалось, что сознательное детство бельгийской еврейки пришлось на Вторую мировую, но знакомые и друзья боялись проявить бестактность и не расспрашивали Мишу о том периоде. Лишь на одном из религиозных мероприятий она коротко ответила на вопрос раввина о военных воспоминаниях, что ее «спасли животные».
Лишь несколько лет спустя, в День памяти жертв Холокоста она удовлетворила любопытство собравшихся и поведала удивительную историю: в 1941-м, когда ей было семь, она сбежала из приемной семьи и отправилась по Европе на поиски настоящих родителей, которых депортировали в неизвестный концлагерь. До окончания войны она прошла пешком не одну сотню километров, ухитрилась пробраться мимо нацистов в Варшавском гетто, зарезала карманным ножом немца, пытавшегося ее изнасиловать, и выдержала суровую зиму в немецком лесу благодаря стае волков. Между хищниками и Дефонсекой установилась связь — те приняли ее за свою и делились мясом. Их помощь спасла девочку от голодной смерти.
Потрясенная рассказом Миши владелица небольшого независимого издательства Джейн Дэниел предложила женщине написать о приключениях. Поначалу Дефонсека возражала, но через какое-то время поддалась на уговоры. В 1997 году ее автобиография «Миша. Воспоминания о годах Холокоста» появилась в американских книжных. Книга не стала хитом в Штатах, но продажа прав на перевод за границей принесла автору и издателям успех: в Италии и Франции купили более 30 тысяч экземпляров. Некоторые известные очевидцы Холокоста, включая лауреата Нобелевской премии Эли Визеля, отметили трогательность и глубину работы. В 2007-м вышел фильм французского режиссера Веры Бальмонт по книге Дефонсеки под названием «Выживая с волками».
Для «Шоу Опры Уинфри» Миша снялась в сегменте с посещением заповедника — женщина рассуждала, что волки ей ближе, чем люди, и пыталась контактировать с дикими животными. Что из этого получилось, американцы так и не узнали: хоть организатор съемки и рассказал, как волки дружелюбно приняли Дефонсеку, запись так и не показали из-за разногласий между героиней и продюсерами передачи. Несмотря на локальные неудачи, в среде историков-любителей, активистов и просто неравнодушных энтузиастов Миша обрела популярность и уважение. Многочисленные гости отмечали, что Дефонсека действительно обожает животных — от кошек и собак до белок и енотов.
История Миши особенно поражала из-за уникального сочетания обстоятельств: казалось практически невероятным, как 7-летняя девочка в течение четырех лет в одиночку смогла добраться чуть ли не до Украины, избежав поимки или гибели. Искренность волков контрастировала с жестокостью и коварством людей — Дефонсека, как и многие другие очевидцы Холокоста, свидетельствовала о жестоких убийствах нацистских палачей, расправах над детьми и издевательствах над женщинами.
Безмерное восхищение, которое вызывала пожилая еврейка, сменилось сначала подозрением, затем удивлением и наконец — возмущением в 2008-м, когда втянутая в судебное разбирательство издательница с помощью генеалогов выяснила, что история Миши — выдумка от начала до конца. Она не только не зимовала с волками и не пряталась от садистов из СС в Варшавском гетто, но и вовсе не покидала Бельгию. Дата рождения, предполагаемая судьба родителей, опасные приключения — обманом оказалось все, включая имя главной героини. Журналисты недоумевали, почему на разоблачение ушло так много времени.
Миша Дефонсека в документальном фильме «Миша и волки». Фото: Netflix
Дело «выжившей с волками девочки» оказалось одним из самых громких примеров бума фейков о Холокосте — периода с начала 1990-х по начало 2010-х, когда множество обычных людей выдумали или приукрасили реальность, выставив себя свидетелями или жертвами геноцида евреев и других зверств нацистов во Вторую мировую. С тех пор юристы, историки и социологи пытаются разобраться, чем считать подобные опусы: неправильно понятой художественной прозой, аморальной аферой мошенников или иллюзиями психически нестабильных фантазеров.
А к какому разряду отнести "Тяжёлый песок" Рыбакова? Повествование ведётся от первого лица и создаётся впечатление, что роман автобиографический. Хотя сам автор этого не утверждал. Но в 1978 г, когда роман был опубликован, википедии не было и, думаю, многие восприняли описанное, как мемуары.
По моему очевидно, что в "Раскрашенной птице" речь идет не о поляках, а о западных белорусах. Героя увозят из Варшавы на восток. "Деревни, в которых мальчику предстояло прожить четыре года, в этническом отношении отличались от тех мест, где он родился. ... Распавшийся на католиков и православных народ объединяли только глубоко укоренившиеся суеверия да бесчисленные болезни... Немецкая оккупация этой части страны лишь усугубила ее нищету и отсталость. Немалую долю своего скудного урожая крестьянам приходилось отдавать, с одной стороны, немецким войскам, с другой - партизанам. Отказ от поставок приводил к карательному рейду на деревню, превращавшему ее в тлеющие развалины".
Возможно, вы правы. Любопытно, что в фильме, снятом на основе книги, использовался Межславянский язык - чтобы вообще избежать каких-либо указаний на конкретную страну и особенно на Польшу.
Я возможно глупость скажу. Но если бы было некое профессиональное сообщество историков, способное договориться между собой (назовём это условно "Гильдия блюстителей исторической достоверности" отд. "Холокост" (ГБИД-Х)), то любой автор, обратившись туда, мог бы получить штампик "Одобрено". Это помогло бы издателям и продюсерам сделать выбор - достоверность или кассовые сборы (хотя, конечно одно другого не исключает).
Очень хороший текст, спасибо!
Интересно, что все описанные случаи относятся к Холокосту в Западной Европе. На событиях на территории СССР спекулировать видимо нереально.
Вероятнее спекуляции на территории СССР просто не расследуются.
Знала человека, паразитировавшего на похожей теме, теме "ветеран, герой войны". Тогда никому до этого не было дела, всех устраивали его фантазии на разнообразных школьных и прочих мероприятиях. Сейчас за такое расследование можно и статью схлопотать.
"Ветераны" да, некоторые даже на парад 9 мая на Красной площади попадали. А вот про Холокост - тишина.
Stalag fiction - еще одно не менее удивительное явление, порнография на фоне Катастрофы, книги эти были в ходу в Израиле после войны, сейчас они - библиографическая редкость https://en.wikipedia.org/wiki/Stalag_fiction
в фейсбуке люди "оскорблены душой" статьей Василия, а вы про ТАКОЕ
В семье был ветеран.
Причём, что конкретно он делал на Войне на самом деле, выяснить было невозможно.
При всех невероятных приключениях, Мюнгхаузен не только выжил, но и не получил ни одного ранения.
Но в НКВД явно не служил - не тот тип.
Плёл он безостановочно.
Были истории, как Жуков заблудился на линии фронта, и побрёл было к немцам, а дядя Витя спас его от смерти.
Как дядя Витя съел рыбок из аквариума Геринга.
И многое другое.
Причём все знали, что мужик фантазирует, но пропускали его сказки мимо ушей.
Потому что попытки высмеять сочинителя заканчивались диким ором и лавиной мата.
Ну, не убивать же его.
Мели, Емеля, твоя неделя!
Ровно так же Мединский обозначает свое отношение к критериям исторической достоверности: все, что укрепляет внедряемые властями мифы о России и ее истории - достоверно и научно, а все остальное - фальсификация.
Это приводит нас к глобальному обозначению "эпохи постправды". Если уж столь разные персонажи, как Мидинский, Опра и мосье Грей одинаково относятся к милым их сердцу историческим фальсификациям, это поветрие глобально и эпохально.
Еще в советской школе, году так в 85м, нас заставляли озвучивать со сцены текст про нацистского охранника из концлагеря, который якобы подбрасывал вверх (!) маленьких детей и подстреливал их в воздухе из пистолета, а его сынишка "хлопал в ладоши и кричал - Папа, еще!".
Да и выдумки про трупы, сожженные чуть ли не миллионами на обычных кострах, мыло из узников и абажуры из человеческой кожи появились буквально сразу после окончания войны.
"Куриный бульон для души" - отличное обозначение душещипательного коммерческого бреда на темы, которые внедрены в массовое сознание, как общеизвестные истины, а их разоблачение - как крамола и преступление.
Спасибо, отличная статья.
Спасибо за статью!
.
Мое личное мнение: описанная в статье "инструментализация Холокоста", мягко говоря, крайне возмутительна, предосудительна и непростительна! И автор очень хорошо объясняет, отчего это так: путь от подобной неправды и "замусоривания" ведёт через банализацию к прямому отрицанию, недоверию и даже насмешкам.
.
Ежи Косинский - автор сценария к замечательнейшему фильму "Будучи там" - черной сатиры на американскую политическую жизнь. Очень советую к просмотру.
.
Юрген Штроп, упоминаемый в подписях к двум фотографиям в статье - антигерой замечательной книги "Беседы с палачом" журналиста Казимежа Мочарского, схваченного польскими кагебешниками за свою деятельность в Армии Крайовой и помещенного в одну камеру смертников с нацистскими преступниками.
Как совместить ваше справедливое негодование инструментализацией Холокоста с вашими аплодисментами Гузель Яхиной. которая перевирает события голода в Повольжье? Басмачи у неё там не нападают на "поезд на Самарканд", а чинят рельсы, чтобы поезд проехал.