Кажется, совсем еще недавно пили шампанское под чарующие речи президента, а на самом деле — январь-то почти уже и прожили. Такое потрясение требует лакировки, конечно, например — посредством получения мощных эстетических впечатлений.

И начнем с вещей невероятных. Можете себе представить агитационные топоры? А они есть. В московском Музее декоративного искусства — выставка украшенных гравюрами топоров из Златоуста. Стоит, кстати, поспешить, последний день выставки вскресенье 23 января.

Такие топоры делали в 40-х годах ХХ века.

На Златоустовском оружейном заводе до революции делали оружие с гравировками — наградные сабли и прочее в том же роде. Учили русских мастеров специалисты из Золингена. В Гражданскую искусство это забросили — производили в спешке оружие самое обычное. А вот после окончательной победы большевиков пережившие потрясения мастера вернулись к своему искусству. Но гравировками украшали уже не сабли, а топоры. Сюжеты у гравюр соответствуют духу времени — трактора, заводы, лозунги. Выглядит это все странно, однако красиво.

Ну и если уж доберетесь — не пропустите: там на первом этаже огромная экспозиция, посвященная русскому модерну.

Адрес — Москва, улица Делегатская, дом 3.

***

В Третьяковской галерее — до 31 августа небольшая, но любопытная выставка «Русский модерн. На пути к синтезу искусств». В том зале, где обычно показывают Врубеля. Весь Врубель уехал на собственную громадную выставку в Новую Третьяковку на Крымском валу, осталась только «Принцесса Греза». Освободившееся место и заняли работы художников начала ХХ века, в основном — из запасников, в следующий раз не скоро их покажут.

А.Я Головин. Портрет Федора Шаляпина в роли Олоферна. 1908 год. Третьяковская галерея.

И — опять же, если доберетесь — большая радость: наконец-то открылись два зала раздела «Древнерусское искусство», в которые посетителей не пускали несколько лет. XVI и XVII века, первоклассная коллекция, мы скучали.

Адрес — вдруг вы не знаете? — Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

***

В центре Вознесенского до 20 февраля — выставка одной картины, но эта картина — «Аллегорический портрет Данте» работы Аньоло Бронзино. Бронзино — главный итальянский маньерист, придворный живописец Медичи, Данте — … Ну, Данте, пожалуй, в особом представлении не нуждается. За картиной — целый детектив, ее долго считали утраченной и случайно нашли. Помимо портрета выставляют разные редкие книги, так или иначе с Данте связанные.

Аньоло Бронзино. «Аллегорический портрет Данте». 1532‒1533 годы. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Адрес — Москва, Большая Ордынка, дом 46, строение 3.

***

Выставку Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой «Снег на траве» в Еврейском музее и центре толерантности, о которой мы рассказывали в предновогоднем выпуске, продлили до 30 января. Так что если на каникулах не успели — не отчаивайтесь, время еще есть.

Адрес — Москва, улица Образцова, дом 11, строение 1А.

***

Наталия Турнова. Запредельное. 2013.

В Государственном русском музее в Петербурге — сразу две очень любопытные выставки. Во-первых, «Лики, лица, морды» — «непарадный портрет в русском искусстве». Зверев, Целков, Шемякин, есть очень мощные работы. Одни расчеловечивают человека, другие, наоборот, обычный портрет поднимают до высот иконы. Москвичи могли эту выставку видеть в Музее Зверева некоторое время назад, а теперь она открывается в Петербурге (с 29 января по 10 марта). Это Мраморный дворец (Санкт-Петербург, Миллионная улица, дом 5 дробь 1).

***

А в Корпусе Бенуа (набережная канала Грибоедова, дом 2) — до 10 марта же «Космизм в русском искусстве». Кандинский, Малевич, Гончарова, Юон. Завидуем тем, кто будет в Петербурге. Не только мусор и гололед там, еще и красивое показывают.

***

В Петербурге же, в Российском этнографическом музее — «Территория Урги. Монголия глазами русских исследователей XIX — начала ХХ века». Предметы быта, игрушки, много фотографий. Завоеватели, залившие кровью половину мира, и оставшиеся в средневековье.

Да и вообще — туристы спешат в Эрмитаж, до РЭМа добираются немногие, и напрасно. И постоянная экспозиция там мощная (один только зал с русской деревянной резьбой чего стоит), и выставки бывают интересные.

Экспонаты выстаки. Традиционные монгольские скульптуры персонажей мистерии.

Адрес — Санкт-Петербург, Инженерная улица, дом 4 дробь 1.

***

В Ельцин Центре в Екатеринбурге — до 20 февраля «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства». Малевич и его ученики. Выставка уже прославилась скандалом — это именно там некий любитель искусства — кстати, охранник, проигравший, вроде бы, битву крепким напиткам (ах, какие настойки по рецептам Наины Иосифовны Ельциной подают там же, в заведении «БарБорис», вы бы знали) — решил улучшить картину Анны Лепорской «Три фигуры» и пририсовал фигурам глаза.

Но идти стоит, конечно, не ради скандала, а ради картин, пока трудолюбивые екатеринбуржцы все их не поулучшали.

Адрес — Екатеринбург, улица Ельцина, дом 3.

***

И наконец, в особенно любимом нами Ростовском Кремле, на Конюшенном дворе — до 27 марта выставка старинных карет, саней и велосипедов. Пишут, будет в следующем году целый музей открыт, а это — вроде анонса.

Адрес — Ярославская область, Ростов Великий, Кремль.

И мы по-прежнему ждем от вас подсказок. Наверняка, в России больше всего интересного происходит. Не ленитесь, пишите.