Приятно, когда случается настоящее, из ряда вон выходящее событие, о котором можно рассказать. И нет, не то, чтобы мы хотели как-то принизить прочие выставки, о которых речь ниже. Но сегодня такое событие и правда нашлось.

***

В Москве, в Музее русского импрессионизма открылась (до 22 мая) выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Мало того, что там — Кандинский, Фешин, Машков, Родченко, Розанова и прочие звезды, а также менее известные художники двадцатых годов прошлого века. Главное — эти их работы вы никогда не видели. А почему? Потому что у проекта целая история.

Александр Якимченко. Сарай. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых.

Сразу после октябрьского переворота многим авангардистам казалось, что они с новой властью делают одно дело. Власть им тоже покровительствовала — закупались работы, организовывались выставки. В 1918–21 годах подготовлена и осуществлена была целая программа: больше тысячи работ современных художников развезли по разным городам, включая совсем маленькие. В 32 городах планировалось создать государственные свободные художественные мастерские, где местные таланты могли бы знакомиться с самыми свежими веяниями революционной моды, превращаясь постепенно в бойцов культурного фронта. Ничего в итоге, понятно, не вышло — сначала гражданская война помешала, а потом стало как-то совсем очевидно, что ни с авангардом, ни со свободой новой власти не по пути.

Но все же! В 1921 году триста двадцать картин приехало в губернскую Вятку, а оттуда на телегах — в настоящую глухомань, в Яранск. Там и сейчас 15 тысяч населения, а тогда было меньше раза в два. Не знаем, ломились ли на выставку жители тихого городка и что они думали о работах Кандинского и Розановой. Но дальше случилась вещь совсем удивительная: начальство в центре, у которого и без борьбы за новое искусство хватало насущных проблем, просто забыло про экспозицию. Картины остались в Яранске. Только в 1965 году 77 работ передали из Яранска в Вятский (тогда — Кировский) художественный музей. Но большая часть до последнего времени пребывала в скромном райцентре, и увидеть их могли только посетители Яранского краеведческого музея (да и то — выставлялось немногое, полотна дремали в запасниках).

Николай Синезубов. У зеркала. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых.

И вот только в прошлом году нашлись музейные энтузиасты, сумевшие значительную часть картин из Яранска показать миру. Сначала выставка шла в Екатеринбурге, в Ельцин Центре, теперь приехала в Москву.

Идти, конечно, обязательно надо, но вот совет от бывалых — Музей русского импрессионизма место модное. Поначалу будет ажиотаж, толчея и проблемы с билетами. Подождите немного, благо, время есть. Или, если ждать не хочется, то озаботьтесь приобретением билетов онлайн. Так недежнее.

Адрес — Москва, Ленинградский проспект, дом 15, строение 11.

***

А чтобы не забывать, что и мы — европейцы, можно зайти в фонд In Artibus, на выставку французского рисунка из коллекции Инны Баженовой (до 6 марта). Больше сотни экспонатов и несколько аргументов за то, чтобы сходить. Во-первых, начинается там все с XVI (!) века, а заканчивается модерном. Во-вторых, можно просто перечислить имена: Пуссен, Калло, Ватто, Буше, Фрагонар, Домье (как без него), Дега, Тулуз-Лотрек, Марке, Дерен, Матисс… В-третьих, рисунки вообще не так уж часто показывают публике, в-четвертых, это ведь частная коллекция, едва ли Инна Баженова (кстати, она основатель фонда In Аrtibus) позовет нас с вами в гости на свое собрание полюбоваться.

Ну и место любопытное — моднейшее офисное здание, не сразу и обратишь внимание на скромную вывеску фонда, минуя строгую охрану на сияющем лифте наверх — а там галерея. Кстати, там, как правило, хорошие выставки, стоит следить за анонсами.

Адрес — Москва, Пречистенская набережная, дом 17, вход с Курсового переулка.

***

Й. Павликевич. Улица в Константинополе, 1921. Коллекция фонда А.Васильева.

И для контраста — кое-что русское. И кое-что грустное. В Музее востока до 23 февраля — выставка «Русский Константинополь», посвященная тому, как вживались в чужую жизнь и выживали наши соотечественники, оказавшиеся в Турции после исхода армии барона Врангеля из Крыма. История русского Константинополя была короткой — выжившие стремились покинуть город как можно быстрее, рвались в Прагу, в Берлин, в почти родной Париж. Но она ведь была и яркой, оставила свой след и в мемуарах, и в художественной литературе. А здесь — атмосфера, воссозданные интерьеры «русского кафе» и «русского ателье», и даже «русского пляжа» — потому что именно русские эмигранты ввели в Стамбуле моду на пляжный отдых. И картины русских художников, пытавшихся осмыслить чуждый мир, конечно.

В основе выставки — вещи из личной коллекции историка моды Александра Васильева.

Адрес — Москва, Никитский бульвар, дом 12А.

***

Анатолий Зверев. Человек в феске (фрагмент). 1957. Коллекиця Наталии Опалевой.

В Москве, в Музее AZ к девяностолетию Анатолия Зверева — большая выставка его работ, в основном — ранее не выставлявшихся. Зверев — культовая для русского андеграунда фигура, большой художник, да и сам Зверевский музей — приятное, умно организованное место, где умеют делать первоклассные экспозиции.

Адрес — Москва, Вторая Тверская-Ямская, дом 20–22, строение 2.

***

Региональный раздел сегодня короткий, но важный. В Пермской художественной галерее до 27 февраля — выставка к 150-летию со дня рождения Игоря Грабаря. Академик Грабарь — как раз из тех людей, которых «Север» считает своими героями. Это именно его стараниями спасены многие и многие наши исторические памятники. Он как-то умел переубеждать недобрых и не всегда умных людей, которые на прошлое смотрели, как на вредный хлам. А с Пермской галереей у него особые отношения — Грабарь одним из первых оценил всю ошеломительную мощь пермской деревянной скульптуры, и в деле спасения «пермских богов» его заслуга тоже есть.

На выставке — материалы о жизни и трудах академика, а также его картины. Он ведь и художник не из последних.

Адрес — Пермь, Комсомольский проспект, дом 4.