Большая война опять откладывается, это ли не повод для праздника? И разумеется, лучший способ для интеллигентного человека отметить праздник — это поход на какую-нибудь хорошую выставку. А уж в том, что среди читателей «Севера» люди исключительно интеллигентные, мы в редакции не сомневаемся ни секунды. Иногда даже переживаем — тяжело им, наверное, нашим интеллигентным читателям, снисходить до скромных наших трудов. Однако ведь снисходят.
А мы за доброту как раз и отплатим адресами хороших мест, где можно увидеть красивые картинки. Начнем, как водится, с Москвы.
***
В Музее русского лубка и наивного искусства до 24 апреля — «Лубочная Русь Ивана Билибина». Билибин, с детства всем знакомый, наверное, как иллюстратор сказок, — пробовал скрестить в своих графических работах нервный модерн, изысканные традиции русских иконописцев и грубоватый мир народного лубка. Вообще, кстати, он много ездил по стране, коллекционировал крестьянскую одежду и предметы быта, зарисовывал деревянные церкви Севера (внешний вид некоторых из них мы только благодаря Билибину и представляем — ХХ век много всего сожрал).
На выставке — как раз те произведения, где влияние лубка наиболее очевидно, причем сразу из двух коллекций — собственно из МРЛИНИ, а также из Ивангородского музея, которому в свое время сын художника подарил много работ отца.
В общем, если соскучились по русской сказке, — надо идти.
Адрес — Москва, Малый Головин переулок, дом 10.
***
Кстати, у МИРЛИ вполне достойная внимания основная экспозиция, а также сразу несколько филиалов, и в одном из них, в выставочном зале «Народные картины» — словно бы в рифму к Билибину с его Сиринами и Алконостами — выставка «Жить — Богу служить», народный религиозный лубок. Удивительные, чуть неуклюжие картинки из XVIII и XIX веков, в которых — Бог простецов. Горний мир, каким его видели русские крестьяне. Святые, которых с крестьянами легко спутать. Господь и святые с нами до 19 июня, время, вроде бы, есть, но лучше поспешить.
И там же, тоже до 19 июня, большая выставка «Потешные картинки». Снова лубок, но уже — развлекательный, с грубым словцом, с обидными насмешками, со стихами, способными заставить дам краснеть. Да и не только дам — теперь ведь все ранимые.
Адрес — Москва, Измайловский бульвар, дом 30.
***
В Выставочном зале консерватории (каких только мест в Москве нет!) — совместный проект Фонда Николая Каретникова и галереи «Веллум» ARS SACRA NOVA. Мистическая живопись и графика художников-нонконформистов. Шестидесятники, и просто интересные, и по-настоящему хорошие — Рабин, Зверев, Янкилевский, Кропивницкая… Всего более тридцати работ, объединенных общей идеей — все они о поиске пути, который позволил бы вырваться из советской обыденности. Кое-что теперь выглядит наивно, конечно, но и это — адекватные эпохе художественные высказывания, а кое-что никогда не устареет.
Бесплатно, кстати, нужно только зарегистрироваться на сайте выставки. Открыто до 9 марта.
Адрес — Москва, Большая Никитская, дом 13 дробь 6 (корпус Малого зала консерватории, 3 этаж).
***
А вот не выставка, но безусловно — событие. Некоторое время назад закончился затяжной ремонт в особняке Третьяковых, и теперь там музей, посвященный братьям-коллекционерам. История жизни просвещенных купцов, аутентичные интерьеры, и, конечно, картины из собрания Третьяковской галереи.
Мы специально не спешили с рассказом о том, что музей наконец открылся. Все важные чиновники уже отметились, сказали положенные речи, ажиотаж спал, теперь и нормальному человеку можно сходить.
Адрес — Москва, Первый Голутвинский переулок, дом 16 строение 1.
***
В Петербурге, в KGallery — до 10 апреля проект «Азбуки времени». Азбука ведь тоже может быть произведением искусства. Гениальные русские модернисты, например, отлично это знали, есть своя «Азбука» у Бенуа, есть и у Добужинского (и обе представлены на выставке). Есть — словно бы для контраста — «Азбука» Елизаветы Бем, рисовавшей в начале ХХ века чуть слащавые (и страшно модные) открытки, а также иллюстрации к детским книжкам. Есть «Советская азбука» Владимира Маяковского, есть работы советских нонконформистов.
В общем, не в первый раз завидуем петербуржцам. С губернатором, у них, конечно, не задалось (а у кого задалось?), зато всегда найдется, чем порадовать глаз.
Адрес — Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, дом 24.
***
Новое важное место появилось в Екатеринбурге — знаменитый «дом-расческу», один из домов «Госпромурала», важнейший памятник конструктивизма передали Музею истории города. Если бывали, знаете, — в Екатеринбурге все хорошо с конструктивизмом. Вернее, как хорошо? Конструктивистских зданий там много, ценители специально ездят, чтобы посмотреть. При этом многие здания — в состоянии печальном, вот, теперь у одного появится шанс на реставрацию. Там обещают открыть экспозиции о Екатеринбурге в ХХ и XXI веках, а также выставочное пространство — «Центр авангарда». И уже сейчас идет выставка видеохудожника из Нидерландов Андреаса Кюне. В общем, будем следить за анонсами событий.
Адрес — Екатеринбург, проспект Ленина, дом 52.
Успеть, чтобы не опоздать.
А напоследок снова к вам, москвичи и гости столицы, обращаемся мы. Мы, когда затевали этот цикл, обещали о громких выставках, о которых и без нас все знают, не писать. Но — вдруг вы забыли. В Новой Третьяковке (Крымский вал, дом 10) все еще идет гигантская выставка Врубеля, однако 8 марта все кончится. А ведь ее просто нельзя пропустить.
Впрочем, мы решили теперь взять за праивло напоминать о выставках, которые вот-вот закончаться. Мы, конечно, писали о них раньше, но никто же не обязан все наши выпуски читать и тем более запоминать что-там да как.
20 февраля последний день работы выставки одной картины в центре Вознесенского. Сам по себе «Аллегорический портрет Данте» работы Аньоло Бронзино может и не шедевр, но там кроме этой картины много чего интересного. В часности невероятно рекие издания пионеров книгопечатанья с очень познавательными гравюрами досконально описывающими устройство ада.
20 февраля Век перемен. Иконы XVII столетия из собрания Константина Воронина» в Музее древнерусской живописи имени Андрея Рублева
23 февраля «Константин Коровин и его ученики» в Новом манеже.
23 февраля — выставка «Русский Константинополь» в музее Востока
06 марта — в фонде In Artibus выставка французского рисунка из коллекции Инны Баженовой
Ну и в Екатеринбурге в Ельцин Центре 20 февраля закрывается, ставшая знаменитой благодаря местному охраннику, выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»