Когда мы делали текст про историю граненого стакана, то обнаружили множество картин, в том числе очень хороших, а временами просто великих художников, на которых он изображен. Сам текст мы проиллюстрировали прекрасными картинами Шардена, Ван Гога, Петрова-Водкина — по-настоящему великих художников разных школ и эпох. Но это только небольшая часть того, что мы собрали и подобрали. Нам было очень интересно их искать, рассматривать, сравнивать, думать.
И вот мы подумали, что и вам будет тоже интересно. И, может, наведет на какие-то свои мысли. В любом случае, как минимум — это красиво.
Это одна из двух картин великого испанского художника, которые находятся в России — обе, разумеется, в Эрмитаже. Видно, что стакан не гладкий, а с гранями. Правда, не вертикальными, а косыми. Такие стаканы вполне могли быть, и мы об этом писали в статье. Но, что любопытно, у «Завтрака» есть картина-двойник: еще одна работа Веласкеса с тем же названием и похожей композицией (находится в Музее искусств Будапешта). Так вот, на будапештской картине никаких граней у стакана нет.
И, да, нам кажется, наш Веласкес намного круче. Не только из-за граней стакана, конечно, но прямо очевидно круче, хотя эрмитажная картина и считается более ранней.
Еще один граненый стакан Шардена (его картину «Стакан с водой и кувшин» смотри в статье). И, кстати, Шарден, конечно, гений натюрморта. Может быть, до появления натюрмортов Сезанна непревзойденный. Впрочем, на таких высотах иерархии не бывает.
Кстати, а вот и сам Сезанн и его граненый стакан.