Граненый стакан — один из главных символов Советского Союза. Что-то в нем есть такое простое, народное, настоящее. Так и хочется связать его с большой историей России, с русским космосом, русским духом и всем таким прочим. Но (простите за спойлер) — нет. Это именно советское явление, советский символ и народность его тоже советская. Народность вынужденной простоты, бедности и штампованности.
Разумеется, граненый стакан существовал давно, задолго до того, как 11 сентября 1943 года на Гусевском хрустальном заводе было запущено массовое его производство. И в России он тоже выпускался и был вполне популярен. Но только в Советском Союзе второй половины ХХ века он стал чем-то большим, чем просто один из видов стеклянной посуды. Впрочем, как водится, обо всем по порядку.
Кто придумал граненый стакан
Вообще-то стеклянная посуда имеет очень большую историю. А с появлением две тысячи лет назад технологии выдувания стекла она вообще стала обычной штукой. Обычной, но довольно дорогой. Чтобы делать хорошее стекло, нужен был хороший песок, специальные печи, мастера, способные выдувать из стекла нужные формы. И еще много всякого, включая секретные ингредиенты. А потому его делали в основном для богатых или очень богатых людей. Делали гладким, чистым, роскошным, с гравировками и рисунками.
Все знают венецианское и богемское стекло. Венеция и Богемия — два главных центра производства стекла в Европе, начиная с XII века. Именно тут делали все эти расписные бокалы, что находятся сейчас во всевозможных музеях. Высокая стоимость такого стекла определялась не столько материалами (хотя восточно-средиземноморский песок был очень важен, и та же Венеция строго контролировала доступ к нему) и даже не технологией постройки печей, а сложностью работы по доведению стекла до состояния гладкости, ровности и прозрачности. Чтобы делать такое стекло, как в Венеции (все мастерские находились на острове Мурано), нужны были точные формулы состава ингредиентов, обученные с детства мастера, способные выдувать предметы нужной формы и заданной толщины, резчики, шлифовальщики, граверы. В Венеции всем, кто имел отношение к производству стекла, было буквально запрещено покидать город.
Но параллельно в Европе — там, где много леса, создаются стекольные производства, заточенные под менее качественное стекло и менее продвинутую технологию. Часто тут не стремились к гладкости и чистоте форм — тут просто делали стекло, как могли, ориентируясь на имеющийся спрос. Постепенно (ближе к XVII веку) в Европе и сформировался спрос на дешевую стеклянную посуду, простую, повседневную. И этот спрос начали удовлетворять не венецианские супермастера, а обычные стекольные фермы, создавая не очень чистое, совсем не гладкое стекло. И чтобы такая посуда была прочнее и привлекательнее, ее часто делали с гранями — грани давали дополнительную жесткость и нивелировали изъяны качества стекла.