В России много очень красивых монастырей. Есть среди них потрясающие своей красотой, соразмерностью и величием. И когда мы описываем, например, Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский или ту же Троице-Сергиеву Лавру, мы часто употребляем слово «невероятный». Но по большей части там это фигура речи, призванная показать степень красоты и значимости. А тут, в Новом Иерусалиме это слово получает значение близкое к буквальному.
Причем это ощущение невероятного возникает еще по пути к монастырю. Если идти от станции «Новоиерусалмская», особенно в не самую ясную погоду, то вдалеке перед нами начинают проступать очертания Вавилонской башни. Такой, как ее рисовал Брейгель. И потом, когда мы видим, что это никакая не башня, а огромный конусообразный купол с рядами окон, то удивление не проходит и ощущение чего-то фантастического и совсем нездешнего не хочет никуда исчезать.
Впрочем, даже если не идти от станции, а просто войти в монастырь с главного «восточного» входа, то открывается вид столь же невероятный.
Сразу перед нами совсем не высокая, будто вросшая в землю церковь с куполом посередине, который заметно выше самой церкви (на самом деле не будто вросшая, а реально уходящая в землю на 6 метров). Видимо, как раз из-за своей приземистости и украшающего орнамента церковь воспринимается как нечто восточное.
За ней возвышается блистательный ренессансный палаццо с пристроенной к нему высокой ренессансной же башней. И над этим палаццо — украшенный изразцами купол русской церкви. А уже за ним, продолжая движение к небу, тот самый конусообразный купол, который издалека мы приняли за Вавилонскую башню.
Так выглядит Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, и это действительно невероятно. Каждый из элементов этого собора — собственно, само здание (то самое итальянское палаццо), церковь святых Константина и Елены (приземистая, врытая в землю с восточной стороны), колокольня с южной стороны и ротонда над часовней Гроба Господня (именно над ней возвышается огромный купол) — не похожи ни на что, строившееся в России и до, и после. Даже колокольня, напоминающая строением верхней части колокольню Ивана Великого, нижней частью выглядит совсем по-другому и куда более ренессансно-итальянской, чем знаменитое творение итальянского архитектора Бона Фрязина в Кремле.
И все это вместе, кажется, не должно вовсе сочетаться и, тем более, не должно восприниматься как нечто русское. Но поди ж ты, не просто сочетается, а выглядит эффектно и вполне грандиозно. И очень по-русски.
***
Монастырь этот был задуман и построен патриархом Никоном, чтобы приблизить Россию к центру христианского мира, чтобы включить в нашу жизнь и культуру далекие и климатически чуждые пространства Святой земли. Чтобы обозначить и закрепить эту связь. Патриарх Никон на берегу реки Истра строил свой Иерусалим, прямой прообраз главных христианских святынь. В первую очередь, храма Гроба Господня — этим прообразом и должен был стать Воскресенский собор.
И в основных своих очертаниях Воскресенский собор действительно похож на знаменитый Иерусалимский храм (особенно если учесть, что во времена Никона завершение мавзолея-ротонды над кувуклией (Гробом Господним) было именно шатровым. Нынешний купол был построен в 1860-х годах (после пожара 1808 года, уничтожившего старое покрытие).
Но именно в основных очертаниях. Во-первых, сам по себе грандиозный замысел всесильного тогда патриарха не ограничивался простым копированием, а во-вторых, в его реализацию активно и регулярно вмешивались русская жизнь и русская история.