И думать об этом, конечно, не хочется, но ведь придется. Придется возвращаться в жизнь из счастливого полусна. Хотя, если честно, встречали мы людей, которые этому даже радуются. Осуждаем.

А вот остальным — нормальным — попытаемся помочь встряхнуть утомленный затяжными праздниками дух. Вокруг есть, на что посмотреть. Итак.

***

Наш грех, не успели рассказать раньше. Но если бежать быстро — то есть шанс успеть. До 9 января включительно в Музеях московского Кремля — выставка «Россия и Франция. Десять веков вместе». Тема — идеальная для «Севера» (мы, например, рассказывали, как, благодаря мореплавателю Саважу установились дипломатические отношения между двумя странами). Но организаторы копают куда глубже: среди экспонатов автограф Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого, которая была в XI веке королевой Франции, и знаменитое Реймсское Евангелие, которое королева читывала.

Реймсское Евангелие. Середина XI в.. Первая часть текста написана на церковно-славянском языке кириллицей. Книга предоставлена Муниципальной библиотекой г. Реймса.

Преобладают, естественно, вещи более поздние — XVIII и XIX веков. Петр Великий бывал во Франции лично (королевские придворные потом еще довольно невежливо ужасались, описывая, во что царская свита превратила отведенные для гостей покои), а после воцарения его дочери Елизаветы российский высший свет полюбил все французское страстной любовью, и мода эта никуда не уходила вплоть до русской катастрофы 1917 года. На выставке — масса изящных безделушек из Франции, которыми забавлялись при русском дворе.

В Кремль, конечно, ходить грустновато: каждый поход — напоминание о том, что нам, жителям страны он больше не принадлежит, что он непонятно почему — крепость для начальства. Ну, вернется в страну нормальная жизнь — вернется и свободный вход в Кремль. А пока любая такая выставка — еще и повод посетить тамошние соборы, красивей которых нет.

С адресом понятно все, наверное, нет нужды пояснять.

***

В Москве же, в Новом манеже, до 23 февраля — выставка «Константин Коровин и его ученики». У главного (а некоторые считают, у единственного) из наших импрессионистов юбилей, 160 лет со дня рождения, к тому же, здесь контекст: из названия понятно, что показывают не только работы Коровина. Показывают еще Шевченко и Герасимова, это очень интересные мастера, и других тоже. Все — из частных коллекций, вместе больше никогда не соберется, то есть имеется серьезная причина самим собраться, идти и смотреть.

Сергей Герасимов. Букет и шляпа на лугу. 1950 — начало 1960 годов. Кстати, важно не путать очень интересного художника Сергея Герасимова с однофамильцем и современником Александром Герасимовым, мастером монументальных изображений Сталина и других советских вождей.

Адрес — Москва, Георгиевский переулок, дом 3, строение 1.

***

«Благоразумный разбойник». XVII век. Русский север. Собрание Константина Воронина.

И уж совсем обязательная для всех, кому идеи и темы «Севера» не чужие, выставка идет сейчас в Музее древнерусской живописи имени Андрея Рублева. До 20 февраля — «Век перемен. Иконы XVII столетия из собрания Константина Воронина». Наше холодное возрождение, эпоха, определившая окончательно, что место России в Европе. Два небольших зала (знаете, какие там помещения для выставок), первый, пожалуй, может и разочаровать слегка, зато во втором, сплошь шедевры почти. Невероятное ярославское «Рождество», где в нижней части солдаты Ирода весело подкидывают к небу младенцев, так, будто это праздник, а не избиение. И «Благоразумный разбойник» с Русского севера: мудрые глаза, изящная бородка. И много всего другого, конечно. Завидовать будем Константину Воронину. Опять же — частная коллекция, второй раз смотреть не позовут.

Избиение младенцев. Нижняя часть иконы «Рождество». XVII век. Ярославская школа. Собрание Константина Воронина.

Адрес — Москва, Андроньевская площадь, дом 10. Главный вход по-прежнему закрыт, никаких указателей нет, идете от главного входа направо, огибаете стену монастыря, там будут ворота.

***

И, чтобы на Москве не зацикливаться, — выставка в Ростовском Кремле «Под крылом ангела» (до 31 января). Ангелы на иконах (включая старые, из собрания кремлевского музея), ангелы на картинах современных художников. Присматривают за нами.

И сам Кремль, конечно. Внутри там зимой мало что увидишь, но он ведь и снаружи — вроде сна о чем-то таком хорошем, что с нами еще, может быть, случится. И снег ему идет. Родине вообще идет снег.

Ростовский Кремль зимой.

Адрес — Ярославская область, Ростов Великий, мимо Кремля не проедете. Что касается QR-кодов, то ясности нет: вроде бы, областная администрация в конце декабря просто забыла продлить срок действия коронавирусных ограничений. Но если код у вас имеется, жить будет проще.

***

Залы выставки «Азбука шедевра» в Новоиерусалимском музее.

***

Плюс еще одна новая выставка в Новоиерусалимском музее — восхищаемся неутомимостью тамошних специалистов. «Азбука шедевра». Способ формирования — одновременно и простой, и нетривиальный: по алфавиту, от А до Я. Но не вокруг фамилий художников все строится, а вокруг самих картин. «В» — это «воздух», «Ф» — «фактура», «З» — «зеркало», «О» — «орнамент». И так далее.

Борис Кустодиев. «Русская Венера». Из собрания Нижегородского государственного художественного музея.

И про шедевры — не хвастовство, мастера первоклассные, века — с XVIII по ХХ. Брюллов, Айвазовский, Поленов, Левитан. Малевич, Кандинский, Ларионов, Гончарова. Кустодиев, Серебрякова, Дейнека, Петров-Водкин. И это мы только начали перечислять.

Из 30 музеев России собрали полотна. 123 работы. Ехать надо, хотя спешить не обязательно — выставка до 19 июня.

Адрес — Московская область, Истра, Ново-Иерусалимская набережная, дом 1. Коды нужны, вход только по электронным билетам, но билеты тут же продаются в автоматических будках.