После распада СССР страны бывшего социалистического лагеря вступили в новую историческую эпоху. Эйфория от краха тоталитарных режимов побудила исследователей 1990-х годов описывать будущую траекторию развития этих стран в терминах либеральной демократии, но вскоре выяснилось, что политическая реальность не оправдала всеобщих надежд на ускоренную демократизацию региона. Ситуация транзита породила режимы, которые невозможно однозначно категоризировать с помощью традиционного либерального дискурса.

Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило фундаментальный труд венгерских социолога Балинта Мадьяра и политолога Балинта Мадловича «Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура», в котором они отвечают на вопросы о том, как в автократиях нейтрализуются институты демократического публичного обсуждения; почему Китай можно назвать «диктатурой, использующей рынок», и в чем разница между западными популистами и популистами из посткоммунистических стран.

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Международные интеграции и Европейский союз как полузавершенный цивилизационный стержень» из 2 тома двухтомника.

Хотя двусторонние соглашения могут заключать любые страны, их геополитическая ориентация подразумевает, что политические и экономические отношения со стержневой страной определенной цивилизации имеют непропорционально большое значение, по сравнению со связями с другими стержневыми странами. В частности, страны могут вступать в (a) международные союзы, например военный союз, когда стороны подписывают договор о защите от агрессии своих территорий (например, НАТО), и/или в (b) международные интеграции, что означает, что эти страны унифицируют определенные нормы и практики, объединяя свой суверенитет, и начинают функционировать в определенных вопросах так, как будто они являются одним государством. Такие интеграции можно анализировать по трем аспектам:

глубина интеграции, то есть круг вопросов, по которым определенные страны функционируют как одно государство. На основании классической типологии Белы Балашши, уровни интеграции можно понимать как последовательные уровни толкования: a) зона свободной торговли, которая предусматривает отмену пошлин между государствами-членами; b) таможенный союз, в рамках которого вводятся единые внешние пошлины и разрешается свободное перемещение товаров и услуг между государствами-членами; c) общий рынок, который подразумевает свободное передвижение рабочей силы и капитала; d) единый рынок, предусматривающий устранение нетарифных барьеров и согласование экономической политики; e) экономический союз, предполагающий общую валюту и интеграцию экономической политики; и f) политический союз, предполагающий переход политической власти и законодательства на уровень сообщества;

разнообразие режимов, участвующих в интеграции, что является показателем сплоченности интеграции, поскольку правящие элиты различных режимов действуют в соответствии с разными принципами, представляют различные общеполитические установки (государственную, силовую или патрональную политику) и участвуют в интеграции на разных основаниях, с разными краткосрочными и/или долгосрочными целями;

защитные механизмы интеграции, то есть меры, предотвращающие или сдерживающие деструктивные тенденции, которые могут стать причиной распада интеграции. Другими словами, защитные механизмы — это средства для «дисциплинирования» государств-членов, имеющиеся в распоряжении компетентного органа интеграции. Эти средства позволяют подчинить государства правилам интеграции и предотвратить нарушение ее целостности.