— На днях Госкино Украины выступило с заявлением, что фильм Кирилла Серебренникова надо отозвать из конкурса Каннского фестиваля. Началось бурное обсуждение — правомерно ли требовать вымарывать российскую культуру из мирового контекста. Вы какой точки придерживаетесь?
— Дело вообще не в моей точке зрения. Я придерживаюсь той точки зрения, что вообще все должно быть. И Серебренников должен быть. Насколько я знаю, это вообще не государственные даже деньги.
— Да уж откуда там государственные — гомосексуальность Чайковского…
— Я не могу сейчас в этой ситуации хоть маленький камешек бросить в сторону Украины, потому что я понимаю, как им там всем больно. И понимаю размер этой травмы, ее масштаб. И не спешу осуждать украинцев или считать их дураками. Просто людям больно. Когда людям больно, они кричат. И даже иногда делают глупости от боли. Это все равно что говорить: вот эта женщина, которую насилуют, — как она некрасиво, громко визжит, царапается, вся грязная, всем спать мешает. Короче, у меня вообще нет точки зрения на этот счет.
— Ну почему? Это и есть ваша точка зрения. Абсолютно правильная точка зрения, на мой взгляд. Обвинять жертву в неадекватном поведении — по-моему, последнее дело.
— По крайней мере осуждать с моральной точки зрения — нельзя, невозможно. Это война.
— Как писал Твардовский в «Василии Тёркине»: «На войне сюжета нет».
— Да, и рыцарского поведения на войне не бывает, и пропагандой занимаются все, и дезинформацией, безусловно. Просто уравнивать насильников с насилуемыми нельзя.
— А вот еще повод для возмущения некоторых представителей российской интеллигенции — в трех украинских городах снесли памятники Пушкину. Говорят — мол, Пушкин-то в чем виноват?
— Слушайте, ну снесли. Вообще война с памятниками так же, как и война за памятники, на фоне настоящей войны — такая чепуха. Если кому-то от этого хоть чуть-чуть менее больно — господи, да пускай. Пушкина не убудет вообще. Кто его читает и любит, тот и дальше будет. Ну стоит памятник, ну не стоит — какая разница.
— Бог поругаем не бывает. Как и Пушкин.
— Именно, именно. Да вообще последнее дело — заступаться за памятники.
https://www.youtube.com/watch?v=Q5QmKxvF13I
— Ну хорошо. По-вашему, тогда получается, что русской культуры вообще не убудет ни за границей, ни здесь?