Вид с воздуха на суперъяхту A, которая впервые вышла на Французскую Ривьеру у берегов Монако после передачи ее российскому владельцу Андрею Мельниченко. А — самая большая парусная яхта в мире длиной 141 метр — арестована в Италии в начале марта 2022 года. Фото: Peter Seyfferth / imago stock&people / Global Look Press

Вид с воздуха на суперъяхту A, которая впервые вышла на Французскую Ривьеру у берегов Монако после передачи ее российскому владельцу Андрею Мельниченко. А — самая большая парусная яхта в мире длиной 141 метр — арестована в Италии в начале марта 2022 года. Фото: Peter Seyfferth / imago stock&people / Global Look Press

Когда французские таможенники нагрянули на рассвете 3 марта на яхту Amore Vero, экипаж лихорадочно готовился к отплытию, несмотря на ранний час и незаконченный ремонт. Согласно документам, поданным в администрацию порта, 87-метровая яхта стоимостью $120 млн, принадлежащая, предположительно, председателю правления «Роснефти» Игорю Сечину, должна была покинуть Ла-Сьоту, французский городок на Лазурном Берегу, в начале апреля.

Таможенники арестовали яхту, потому что ее предполагаемый владелец попал в санкционный список российских олигархов, миллиардеров и высокопоставленных чиновников, близких, по мнению авторов санкций, к президенту России Владимиру Путину. Их имущество и активы, находящиеся на территории Евросоюза, подлежат аресту.

Суперъяхты наряду с самолетами, лимузинами и виллами являются непременным атрибутом настоящего олигарха. По словам Бенджамена Мальтби, партнера британской юридической фирмы Keystone Law и одного из главных специалистов по яхтам и связанным с ними законам, всего в мире сейчас от 5 до 6 тысяч суперъяхт. Приблизительно каждая десятая принадлежит богатым россиянам.

Яхты миллиардеров представляют собой плавучие дворцы и стоят десятки и сотни миллионов долларов. Наверное, поэтому их арест стал сейчас своего рода показателем того, насколько хорошо действуют санкции против богатых россиян. Высокопоставленные чиновники США, Евросоюза и Великобритании много раз говорили о настоящей охоте, объявленной на российские суперъяхты. Каждый их арест представляется большой победой. Однако все не так просто, потому что самое главное начинается после ареста.

Вообще-то яхты и раньше арестовывали не так уж и редко. Чаще всего это происходило из-за разногласий по оплате стоянки. Судно становилось залогом того, что владелец расплатится с администрацией порта. После того, как инцидент исчерпан, яхта может следовать куда угодно. Команда в таких случаях остается на борту яхты, все расходы платит владелец.

Но нынешняя волна арестов в европейских маринах абсолютно беспрецедентна.

Суперъяхты российских миллиардеров тоже остаются в портах — чаще всего там, где они были арестованы. Однако поскольку владельцы находятся под санкциями, они не могут платить матросам и обслуживающему персоналу — и те, оставшись без денег, чаще всего быстро увольняются. Иногда, как в случае с яхтой Dilbar основателя инвестиционного холдинга USM Алишера Усманова, команду увольняет нанявшая их фирма.

Владельцы арестованных российских яхт, возможно, и хотели бы оплачивать счета за стоянку, платить персоналу, который следит за судном, зарплату и за само содержание, но не может этого сделать по той же причине, по которой они лишились своего имущества, — из-за санкций. Однако без постоянного ухода яхты быстро теряют присущие плавучим дворцам величие и лоск, а то и приходят в негодность.

Яхта Crescent, предположительно принадлежащая Игорю Сечину, задержана в порту Таррагоны (Испания), 17 марта 2022 года. Фото: Laia Solanellas / Global Look Press / Keystone Press Agency

Охотники за яхтами