Транзитная японская виза (на левой странице) с указанием, что обладатель паспорта направляется через Японии в нидерландскую колонию Кюрасао. На правой странице — транзитная советская виза.

Транзитная японская виза (на левой странице) с указанием, что обладатель паспорта направляется через Японии в нидерландскую колонию Кюрасао. На правой странице — транзитная советская виза.

Фото: Wikimedia Commons

Новая книга нидерландского писателя Яна Броккена «Праведники. Как консул Нидерландов спас несколько тысяч евреев» (русский перевод вышел недавно в издательстве Нестор-История) рассказывает об удивительной спасательной операции, которую в начале Второй мировой войны провели два дипломата — японский консул в Литве Тиунэ Сугихара и его голландский коллега Ян Звартендейк.

После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года в независимую Литву хлынул поток польских еврейских беженцев. Меньше, чем через год, летом 1940-го СССР вторгся в страны Балтии — и десятки тысяч беглецов оказались в клещах между гитлеровским гестапо и советским НКВД. Перебраться в Палестину было крайне сложно, поскольку британские власти серьезно ограничили иммиграцию, Великобритания и Америка также практически не принимали еврейских беженцев (да и выбраться из Советского Союза, частью которого теперь считалась Литва, было непросто).

И тогда Сугихара и Звартендейк придумали совершенно невероятный маршрут: из Литвы на поезде через всю территорию СССР (что? Да!) во Владивосток, оттуда морем в японский порт Цуруга, а там… а там посмотрим. Сугихара не мог выдать тысячам польских, чешских и литовских евреев въездные визы в Японии (они утверждались в Токио), однако он мог выдавать транзитные визы, а Ян Звартендейк вписывал в паспорта беженцев, что они якобы направляются через Японию в одну из голландских колоний — на карибский остров Кюрасао или в южноамериканский Суринам.

Хотя Нидерланды к этому времени были уже захвачены нацистами, колониальные владения страны оставались под управлением королевы Вильгельмины — то есть нидерландского правительства в изгнании (в Лондоне). Именно это правительство представлял в Каунасе (тогдашней столицы Литвы) консул Звартендейк.

Формально для въезда в колониальные владения Нидерландов не требовалось визы — зато требовалось разрешения губернатора колонии. Но о последнем консул никому рассказывать не стал.

Удалось получить и согласие Сталина на транзит через советскую территорию: СССР отчаянно нуждался в валюте, и железнодорожные билеты для беженцев, за которые «Интурист» заломил несусветную цену в долларах, стали важным источником валютных поступлений.

По разным оценкам, визы, выданные Сугихарой и Звартендайком, спасли от 6000 до 10000 жизней. Но если Тиунэ Сугихара стал одним из самых известных в мире японцев и национальным героем, имя Яна Звартендейка было до недавнего времени известно лишь немногим. Книга Яна Броккена восполняет этот пробел.