Finnish Wartime Photograph Archive / Global Look Press
Зимняя война против Финляндии — одна из самых нелюбимых тем в новейшей истории у сначала советских, а затем российских властей и пропагандистов. Еще в 1943 году Александр Твардовский пророчески назвал конфликт «войной незнаменитой». Будущий редактор «Нового мира» не ошибся: его лаконичные и пронзительные «Две строчки» так и остались чуть ли не единственным художественным произведением в СССР и России, посвященным памяти павших в Зимнюю войну.
За 100 дней приграничного конфликта сталинской империи с ее северо-западным соседом погибли 127 тысяч красноармейцев. Это сопоставимо с безвозвратными потерями за всю Вторую мировую у Великобритании и США: всего в два и три раза больше, соответственно. Но после 1945 года в СССР память о Зимней войне не поощрялась. Павшим в ней не ставили памятники, выжившим — не давали специальных орденов и льгот.
В современной России ситуация постепенно меняется: полузабытые битвы против финнов осторожно представляют нужными и героическими. Лояльные действующей власти авторы все чаще называют конфликт 1939–1940 годов вынужденным, необходимым или оболганной победой Сталина. Есть даже опыт церемониальных актов, на манер тех, что устраивают в память о Великой Отечественной войне.
Но неудобных вопросов от этого меньше не становится. Самый главный из них: из-за чего Советский Союз настолько неудачно провел войну, которую сам же и развязал? Почему бои за совсем небольшие села превращались в жестокие битвы, где РККА бессмысленно теряла своих бойцов и военную технику? Пожалуй, самый яркий пример тому — сдвоенное сражение у села Суомуссалми и на Раатской дороге.