
Посещение Владимирым Путиным образовательного центра "Сириус". Сочи, 1 сентября 2018 года
kremlin.ru
Российскую систему высшего образования в скором времени, похоже, ждут большие перемены — руководство страны пообещало отказаться от Болонской системы. Что придет ей на смену, пока толком непонятно — кроме того, что она будет своя. И это только часть объемного процесса: из того, что по этому и смежным поводам наговорили разные чиновники в последнее время, можно сделать вывод о том, что в первую очередь власть интересует вертикальная идеологизация всего образовательного процесса, с детского сада и до вузов. В результате должна получиться «уникальная», как анонсировано, система, в принципе не предназначенная для «стыковки» с зарубежными.
Сигнальную ракету запустил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. «Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели», — безапеляционно заявил он в недавнем интервью «Аргументам и фактам», большую часть которого привычно посвятил разоблачению козней коварного Запада.
С ним тут же согласился министр образования и науки Валерий Фальков. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказал он.
Показательно здесь, во-первых, само по себе то, что о важной реформе объявляет секретарь Совбеза — то есть человек, в ведение которого вовсе не входят вопросы образования. Это уже показывает, что идеология для власти приоритетна, а собственно образовательный процесс вторичен, заниматься им может всякий чиновник, а лучше генерал, как Патрушев. А во-вторых, обращает внимание то, что объяснением необходимости для перекройки стали вовсе не гипотетические проблемы качества образования, а нехватка патриотического воспитания.
Надеюсь на саботаж. Помню в 80х к научному коммунизму относились как к досадной помехе. Патрушев - старый прожектер
>Патрушев. «Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой болонской системы образования...
На этом месте полез в ютуб пересмотреть ужин Преображенского и Борменталя. Чет прям навеяло :(
"Сууууроооовые гоооды ухооодят..."
История войны становится важнейшей из наук. Со временем она станет прикладной и изобретет способ междупланетных сообщений!
Кафедра научного патриотизма зловеще рифмуется с Факультетом ненужных вещей Юрия Домбровского. Правда, сегодня учёных и преподавателей массово в ГУЛАГ не отправляют, но уже чётко прослеживается запрет на профессию. Как всегда, от возврата к "лучшей в мире уникальной системе образования" пострадают школьники и студенты их бедных семей. Образованный класс (или то, что от него осталось) напряжется и обеспечит своим чадам частных репетиторов с хорошей репутацией, а остальным останется доступным ОБЖ и обществоведение.
Ну, хорошо, школьное образование понятно - надомный репетитор, правда, ещё останется вопрос качества учебников (часов-то больше не станет, значит программу нужно будет сокращать, а с ней и учебники).
А как в ВУЗе с этим быть, особенно в прикладных естественных науках - это же не в интернете учебник на английском скачать и втихаря прочитать, а вопрос серьезных лабораторий, конференций, обмена научным опытом и знаниями (все то, вместо чего будет военный пенсионер с рассказами про патриотизм и ВОВ).
В общем у меня нет ощущения, что это проблема исключительно бедных - это будет общая проблема деградации образования, которая, честно сказать, и так не прогрессировало последние годы (судя по деградации вопросов и требований ЕГЭ хотя бы).
То, что сейчас происходит - дурная пародия на совок. И при совке не было равного доступа к качественному образованию - были элитные спецшколы и были массовые школы с огромными классами и в две смены. В 1990-е появилась надежда на реформы, отменили (ненадолго) обязательный федеральный список учебников, у учителей и школ появилась возможность самостоятельно разрабатывать курс в рамках образовательного стандарта. В университетах вольница началась, но уже в начале 2010-х постепенно начался откат назад. А деградация экономики и общества не может не затронуть образование, отставание будет нарастать. Надеюсь только, что долго этот морок не продлится. Долго потом придется урон восполнять и научные школы восстанавливать.
Не со всем соглашусь: если мы говорим про точные науки с мыслью об университетах / институтах, то, на мой взгляд, доступ был достаточно равный (если только мы не говорим про совсем глухую провинциию, где ни одной спец.школы в округе). Но это только тогда, когда ребенок входит в условный верхний квартиль знаний / потенциала.
Да и система всесоюзных (как и всероссийских) олимпиад давала еще в этом аспекте какие-то шансы наиболее одарённым.
Другое дело, что образование не может быть только об элите (по происхождению) или только о самых-самых талантливых, на этом можно построить условное развитие "ядерного щита родины", но точно не подъем и развитие экономики страны.
Научные школы в точных науках, особенно в школьной части, на мой взгляд, деградируют давно, причем не с 90х, а по меньшей мере с 80х. В чем причина - не знаю, хочется верить, что может быть (хотя бы) в усилении гуманитарного блока в школе за счёт естественно-научного. Но падение уровня точно не секрет, это скажет любой возрастной учитель физики или математики в школе. Тем более можно увидеть объективно, просто взяв в руки учебники выпускных классов математики или физики разных лет с 70х по современность.
Поэтому вопрос, а что делать с образованием и как его строить, когда все это (будем надеяться скоро) кончится - остаётся открытым. Надо ли продолжать строить Франкенштейна от образования с использованием странного склеивания советского наследия, российских реалий и зарубежных практик или уж лучше полностью все построить с нуля - думаю, сложный вопрос.
Опыт у меня бизнеса и найма людей большой. Последние пять лет опыт преподавания основной специальности в бакалавриате. Считаю болонскую систему ошибочной в своём построении как для нашей ментальности, так и несоответствующий практикам российской ( русской) инженерной школы. В гуманитарных направлениях не могу этого подтвердить, скорее наоборот.
Кардинальное отличие российского подхода - все таки широкий охват тем при образовании - инженерная эрудиция.У европейцев или американцев - чуть шаг в сторону - они ничего вообще не знают. Маск это не пример, а скорее исключение. К сожалению, мы уже практически пришли к такому же состоянию кадров пришли. 30 лет - ничего не поделаешь. А качеств и достоинств других подходов к образованию я не отрицаю. Просто считаю, что меня учили заметно более правильно методически, чем сейчас учат инженеров. Про гуманитариев - не знаю.
>несоответствующий практикам российской ( русской) инженерной школы
А каких таких практических успехов добилась на сегодня "русская инженерная школа", что именно сейчас её практикам нужно отдать предпочтение? Есть чем похвалиться-то?
В принципе много что есть, несмотря на как минимум 15 летний провал практически во всем. Вам примеры? Росатом, Русал, Технониколь, полиграфия, вся пищёвка и упаковка, производства не существовавшие во время СССР имногое другое. Не говоря о продолжающих работать заделах советской эпохи.
Интересно было бы узнать критерии ошибочности, равно как и критерии нашей особой ментальности - в плане фактуры. И как в рамках этой конструкции рассматривать ментально наших, вполне отучившихся («там») и вполне успешно работающих (там же) - как «ментально не наших»?
Где то страниц 20 придётся писать своих соображений. Главное - разделение на схему 4+2. Бакалавриат просто стал техникумом. Просто раньше это называли не высшим образованием. Надо переходить на 5- 6 летний образовательный непрерывный цикл высшего образования для инженеров с 2-3 практиками. А потом для науки - аспирантура, для остальных- работа. Слишком мало времени для подготовки специалистов сейчас. Безграмотных все больше. Конечно, проблема не только в болонской системе. Но мои знакомые преодователи технических вузов в большинстве относятся плохо к ней. Я выражаю только своё мнение.Про ментальность - особенности общества и государства ещё никто не изменял…
По поводу досканального знания истории ВОВ очень сильно сомневаюсь. Скорее зубрешка ряда мифов в перемешку с некоторыми фактами, без возможности каких-либо оценок.
Что касается лучшего в мире образования в части некоторых технических специальностей, то необходимо закрыть все остальные возможности для реализации талантливых абитуриентов. Ну чтобы не стояло выбора куда идти учиться для человека с 400 баллами по егэ: на физика или лирика.
Полный алес капут. Теперь Патрушев добьёт и образование, которое и так на ладан дышит. Удивительная способность у Путинской власти к уничтожению всего вокруг. Вот смотришь и , кажется, нет уже больше , куда двигаться по уровню деградации, но тут же появляется какой-то ярый путиноид и вносит такое предложение , осознав которое понимаешь - да , да мы ещё в начале пути нашего падения. Сначала разнесли с пух и прах старую систему образования, толком не построили ничего нового. Только наши дети стали привыкать к болонской системе , получать бакалавров и дальше смотреть специализацию - теперь опять все откатится назад , в ситуацию , когда надо создавать заново какую то новую гибридную систему для Патрушева . А кто создавать то будет? Где эти люди ? Уничтожение образование и культуры - это уничтожение национальной базы. Реально, Путин и его банда настолько ненавидят нашу страну и наш народ, что готовы сжигать и ломать все вокруг. Предложения Патрушева настолько идиотские , что даже комментировать по существу невозможно . Теперь везде , в каждой сфере нашей жизни в России, путинские приспешники , будут возвращать нас к Москвичу, только уже с той разницей, что пока мы шли - мы все потеряли, все запчасти и все станки , на которых их можно делать. Ужас. Тихий ужас . Надо забирать детей и строить своё будущее в других странах - там, где они смогут быть людьми и заниматься своим делом, а не изучением истории ВОВ в изложении Путина.
1981 уже наступил
А что было такого в 1981, чего не было до того? Вроде ничего особенного.
Сам я тогда был школьником, но какие-то детали припоминаю, если напрячься.