АР
Россия с сегодняшнего дня официально вышла из-под юрисдикции Страсбургского суда и перестала являться стороной Европейской конвенции по правам человека. За почти четверть века Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил жертвам нарушений со стороны российских властей компенсаций примерно на 2 миллиарда евро. Правозащитники отмечают, что ЕСПЧ показывал самые болезненные места российского права, его решения привели к позитивным изменениям в российском законодательстве.
В докладе Института права и публичной политики отмечается, что Россия с начала «нулевых» была основным поставщиком жалоб в ЕСПЧ — их число приблизилось к миллиону. За всю историю своего существования суд в Страсбурге вынес свыше 24,5 тысячи постановлений — каждое восьмое из них в отношении России (около 13%). За последние 20 лет Россия стала абсолютным лидером по числу нарушений статей Европейской конвенции прав человека, гарантирующих права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, справедливое судебное разбирательство, эффективное расследование нарушений, запрет пыток и бесчеловечное обращение. Всего за почти четверть века ЕСПЧ зарегистрировал свыше 150 тысяч жалоб в отношении российских властей (многие из них были похожими и объединялись — прим. ред.).
Авторы доклада подчеркивают, что для многих россиян ЕСПЧ был чем-то вроде «последней инстанции», последним шансом восстановить справедливость. И речь не только о возможности получить компенсации, но и о самой сути выносимых против России постановлений.
«ЕСПЧ показывал самые болезненные места российского права, которые пусть и не всегда, но удавалось устранять или заполнять — пересматривая дела, внося правки в закон или совершенствуя практику на местах, — констатируют юристы. — Многие российские правозащитники с большим сожалением отнеслись к потере одного из самых важных международных инструментов защиты прав человека. Решения, выносимые ЕСПЧ против России, оказали огромное влияние на нашу правовую систему и защиту тысяч людей по всей стране. Все они обращались в суд с различными историями — одни страдали от бездействия государства, других ущемляли по признаку пола и профессии, третьи стали жертвами полицейского произвола или боролись за право на благоприятную окружающую среду».
Многие решения ЕСПЧ привели к изменениям в российском законодательстве, подчеркивают в фонде «Общественный вердикт». Под влиянием суда в Страсбурге вносились корректировки в уголовно-процессуальный, уголовный и гражданские кодексы. Был принят закон об альтернативной гражданской службе, появился закон, позволяющий гражданам получить компенсацию за необоснованно долгое рассмотрение дела или длительное неисполнение судебного решения. Подсудимые получили возможность лично допрашивать свидетелей в суде.
В системе ФСИН, благодаря ЕСПЧ, были изменены санитарные нормы, ведомство было вынуждено реконструировать старые и строить новые СИЗО. Полицейских обязали фиксировать на видео свои оперативные действия, например, контрольные закупки наркотиков. И в целом, как считают правозащитники, давление ЕСПЧ привело к реформе российской милиции.
Отношение российских властей к ЕСПЧ сильно изменилось за последние 20 лет. В 2007 году Владимир Путин называл ЕСПЧ «крайне важной составляющей сегодняшнего глобального мира» и призывал «прислушаться к той критике, которая звучит в наш адрес». В последние годы политики и чиновники в основном заявляли, что решения ЕСПЧ политически мотивированны, приводя в пример дело ЮКОСа или жалобы оппозиционера Алексея Навального.
Последний большой блок решений против России ЕСПЧ опубликовал 15 сентября. Руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков в своем телеграм-канале сообщил, что основные темы решений традиционны для жалоб в Европейский суд: это ненадлежащие условия содержания в СИЗО и этапирования, необоснованные задержания граждан силовиками и провокации с их стороны, незаконные прослушки и несправедливые решения российских судебных инстанций.
Прекращение действия Конвенции в России не означает, что ЕСПЧ не будет изучать жалобы россиян. Суд в Страсбурге пообещал, что рассмотрит все обращения на нарушения, совершенные до 16 сентября 2022 года, а также продолжит контролировать выполнение уже вынесенных своих постановлений. Сейчас в ЕСПЧ около 20 тысяч нерассмотренных дел россиян.
У заявителей также сохраняется возможность обращаться с жалобами в профильные комитеты ООН, мнения которых по-прежнему обязательны для исполнения в России. Таких комитетов четыре — по правам человека, против пыток, по ликвидации всех форм расовой дискриминации и по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Но есть нюанс — они не присуждают компенсаций, оставляя это на усмотрение властей.
Россия была исключена из Совета Европы 16 марта 2022 года из-за военного вторжения в Украину. Тогда же было объявлено, что ровно через полгода — 16 сентября — Россия перестанет быть стороной Европейской Конвенции по правам человека. Российский МИД демонстративно заявил, что России сама выйдет из Совета Европы и денонсирует Конвенцию, но продолжит выполнять постановления ЕСПЧ, если «в них не содержится противоречий с российской Конституции». В июне 2022 года спикер Госдумы Владислав Володин заявил, что российские власти не будут исполнять решения ЕСПЧ, вынесенные после марта 2022 года. Из российских процессуальных кодексов сейчас исключены положения о том, что постановления ЕСПЧ являются основанием для отмены национальных судебных решений и для возобновления производства по уголовным делам.
Павел Чиков считает, что российский закон об отказе исполнять постановления ЕСПЧ не имеет юридической силы, поскольку нарушает обязательства России, взятые на себя в 1998 году. «Это значит, что все вынесенные решения, в том числе предполагающие пересмотр приговоров, изменения законодательства и выплату компенсаций, будут рано или поздно исполнены», — уверен он.
Россия стала первой в истории страной, исключенной из Совета Европы. Европейская конвенция прав человека, которая распространяет юрисдикцию ЕСПЧ, действовала в России с 1998 года. ЕСПЧ — это международный суд, рассматривающий жалобы граждан на нарушения прав и свобод, он базируется в Страсбурге. Его юрисдикция распространяется на государства, входящие в Совет Европы, хотя заявителем может стать гражданин любой страны, если он считает, что его права нарушены. Если ЕСПЧ признает нарушение прав человека, государство-ответчик обязано выплатить истцу денежную компенсацию, а также в случае необходимости принять законы или провести реформы.