
Мобилизация в России
Elena Mayorova / Global Look Pres
В республике Алтай до сих пор не мобилизовали ни одного человека, хотя повестки мужчинам рассылаются. Об этом сообщил сенатор от этого региона Владимир Полетаев. В соседних субъектах РФ мобилизация уже подходит к концу.
«Встретился с военным комиссаром республики Алтай Олегом Денисенко. По его словам, на данный момент из республики Алтай в рамках частичной мобилизации не призван ни один человек. Военкоматами ведется работа по актуализации имеющихся данных о гражданах, направляются повестки», — написал сенатор в своем телеграм-канале.
В регионе, по официальным данным, проживает около 221 тысяч человек. На сайте правительства республики нет ни одной новости о «частичной» мобилизации. Последняя заметка о «воинском учете граждан, пребывающих в запасе ВС РФ», датирована 7 июля.
В Сибири на данный момент не менее шести регионов объявили о выполнении плана по «частичной» мобилизации, среди них Хакасия, Тува, Бурятия, Новосибирская область, Алтайский край и Забайкалье.
Президент России Владимир Путин объявил о мобилизации 21 сентября. По словам министра обороны Сергея Шойгу, в армию планируется отправить 300 тысяч резервистов. 4 октября Шойгу уточнил, что в ВС РФ уже призвали свыше 200 тысяч человек.
В Conflict Intelligence Team подсчитали, что приведенные министром обороны данные по призыву касаются не всех регионов. По данным исследователей, минимум 213 тысяч человек мобилизовали в 53 субъектах РФ. Анализ показал, что больше всего призывают людей из бедных регионов, а также тех, где зафиксировано наибольшее число случаев гибели солдат на войне в Украине. Это, в частности, Дагестан и Бурятия.
Издание «Агентство» также отметило, что первые данные по мобилизации показали необъяснимые диспропорции между регионами. Самая высокая доля мобилизованных в Приморском крае (1,3% от мужчин трудоспособного возраста), а самая низкая — в Новосибирской области (0,2%). То есть в Приморском крае мобилизовали более чем в шесть раз больше мужчин, чем в Новосибирской области, если считать с учетом численности жителей региона.
Шойгу в день объявления «частичной» мобилизации говорил о планах призвать в армию 300 тысяч резервистов — это 1% от всего мобилизационного резерва в 25 млн человек. Но, по словам источников «Новой газеты. Европа» и «Медузы», число подлежащих мобилизации может достигать 1–1,2 млн человек. «Дождь», ссылаясь на запись разговора с семьями призывников в омском военкомате, сообщал, что по крайней мере в некоторых регионах планируются три волны призыва — с 26 сентября по 10 октября, с 11 октября по 25 октября и с 26 октября по 10 ноября. О том, что в России могут вскоре объявить полную мобилизацию — ориентировочно ближе к декабрю, рассказывали источники Republic.
Прошедшие две с половиной недели показали, что в ходе «частичной» мобилизации в армию призывают всех подряд, о чем сообщают жители регионов. Появившиеся проблемы уже в открытую обсуждают российские пропагандисты и главы субъектов РФ. По стране массово призывают мужчин, которые никогда не служили, имеют серьезные заболевания, ограниченно годны к военной службе или являются многодетными отцами. Многих отправляют на войну без прохождения медкомиссии и необходимой подготовки. После того, как эти истории рассказывают СМИ, незаконные решения призывных комиссий пересматривают, но не везде.
Мобилизация показала, что призывники вынуждены покупать самое необходимое — средства личной гигиены, экипировку и так далее. В Нижегородской области пришлось объявить сбор средств для поддержки группы добровольцев и мобилизованных. Кроме того, резервисты в частном порядке неоднократно жаловались на жуткие условия, с которыми они столкнулись при мобилизации. Они публиковали видео, в которых заявляли, что их «просто выгрузили в поле», из-за чего им пришлось самим разводить костер. Также появились фотографии, свидетельствующие, что мобилизованные спят на полу, места всем не хватает — так было, в частности, в Еланском гарнизоне Свердловской области.
Губернатор Курской области Роман Старовойт заявил о печальном состоянии воинских частей, которые он посетил с начала войны в Украине: «Недоумеваю, как в таком состоянии может находиться действующая учебная часть Минобороны. Руинированная столовая, разбитые и ржавые душевые, отсутствие кроватей, а те, которые есть, убитые. Нехватка обмундирования, плац как после бомбежки и тому подобное».