Литография по рисунку Жана-Пьера Гранжера / Wikipedia
15 октября в России пополнился список зловещих происшествий, связанных с войной против Украины. На полигоне в Валуйском районе Белгородской области во время стрельб группа солдат открыла огонь по сослуживцам. По разным данным, погибли от 11 до 32 военнослужащих.
Массовое убийство могло иметь особенно неприятную для российских властей подоплеку. Издательство ASTRA опубликовало рассказ одного из выживших при расстреле. С его слов, группу убийц, выходцев из Средней Азии, спровоцировали слова одного из офицеров. Тот публично допустил себе абсолютно неуместные при мусульманах высказывания. Если этот рассказ верен, можно только гадать, каким может быть его эхо среди тысяч последователей ислама в ВС РФ. Масштабный межрелигиозный и межэтнический конфликт среди солдат, возможно, последнее, что еще не испытали российские войска за время «специальной военной операции».
О том, насколько губительным может оказаться неуважение к вере и обычаям меньшинств, напоминает история других государств с имперскими амбициями. Например, прошлое британского владычества в Индии: в 1850-х годах, чтобы поднять на мятеж местных солдат, колонизаторам хватило привезти оскорбительные с точки зрения здешних порядков боеприпасы.
Компания частная, амбиции имперские
Историки и писатели прошлого величаво называли Индию «жемчужиной в короне Британской империи». Парадокс в том, что этот гигантский субконтинент с многомиллионным населением юридически принадлежал Лондону меньше столетия: с 1858 по 1947 год. Предыдущие два с половиной века Туманный Альбион правил там через прокси в виде специальной Английской (затем — Британской) Ост-Индской компании.
Еще в 1600 году эту организацию учредила королева Елизавета Первая. Долгое время компания занималась больше пиратством, чем торговлей. Только с середины XVII века она перешла к полноценной экономической экспансии в Индии. Со временем англичане вытеснили оттуда или отодвинули на вторые роли всех конкурентов из Европы. Символическим водоразделом принято считать битву при Плесси 1757 года. Тогда британцы разбили войска лояльного французам правителя, после чего господство Лондона на далеком полуострове стало неоспоримым.
The British Library Web Site / Wikipedia
Номинально в Индии тогда все еще существовала империя Великих Моголов. В XVIII веке некогда действительно великая держава с мусульманской династией, чья родословная восходила к самому Тимуру (Тамерлану), уже находилась в состоянии полураспада. От нее то и дело откалывались новые княжества. Еще в 1680-х годах у моголов появился конкурент — индуистское государство Маратхов. Они вели бесконечные и небезуспешные войны с уже совсем нестрашными потомками грозных завоевателей из прошлых веков.
Британцы не могли не использовать эту разрозненность в классическом духе divide et impera. То один, то другой местный правитель вступал с пришельцами из-за океана в неравноправные союзы. К 1820-м годам англичане после серии войн покончили с государством Маратхов. Могольскую империю колонизаторы превратили в виртуальное государство: с династией и церемониалом, но без реальной власти над хоть какими-то землями.
Система управления необъятным полуостровом, чье население уже тогда составляло порядка 150 миллионов человек, была сложной. На территориях современных Индии, Пакистана и Бангладеш существовали три так называемых «президентства» Ост-Индской компании: Мадрасское на юге, Бомбейское на западе и гигантское Бенгальское на севере и северо-западе. Они охватывали преимущественно более важные для колонизаторов прибрежные зоны.
Центральную часть Индии образовывала сеть из десятков так называемых «туземных княжеств». Номинально они носили статус суверенных государств, чьи правители находились в договорных отношениях с представителями Великобритании. На деле же княжества представляли собой скорее марионеточные образования.