Одним из неочевидных последствий российской агрессии против Украины стал всеобщий рост интереса к Ирану. Симптоматично, что лично Владимир Путин в очередной своей антизападной речи укорял США убийством персидского генерала Касема Сулеймани. О событии почти трехлетней давности российский лидер до этого не упоминал ни разу.
Касем Сулеймани командовал отрядом спецназа в Корпусе стражей исламской революции, особом роде войск Ирана. Соединенные Штаты официально считали его террористом за действия в ходе конфликтов в Сирии и Ираке. 3 января 2020 года генерала устранили ВВС США по личному распоряжению тогдашнего президента Дональда Трампа. Спустя несколько дней иранцы в отместку ударили по американским базам в Ираке ракетами «Фатех-110» — теми самыми, что в 2022-м собираются поставлять Москве.
До путинского вторжения в Украину многие считали иранское государство периферийным изгоем со средневековыми порядками, чем-то средним между режимом «Талибана» в Афганистане и КНДР. Но выяснилось, что там производят относительно современные и вполне действенные образцы оружия. Строгие международные санкции не мешают режиму выживать, развивать военпром и сохранять влияние на ситуацию в мире.
Как так могло получиться, почему исламская республика в Иране существует до сих пор и какие ценности она исповедует? Откуда у режима вообще взялись ракеты, «Шахеды» и претензии на статус великой державы с ядерным оружием?
Что из себя представляет современный иранский режим? Как он появился и почему на него постоянно накладывают санкции?
В 2022 году три государства в мире официально называют себя исламскими республиками: это Мавритания, Пакистан и Иран. Но только последняя — полноценная теократия, где духовенство официально обладает политической властью, а шариат служит основой для правовой системы.
Экзотический для XXI века режим правит страной с 1 апреля 1979 года. Он сменил правившую на протяжении тысячелетий персидскую монархию. Последний шах Мохаммед Пехлеви ориентировался на стратегический союз с США и Израилем. Монарх проводил «Белую революцию» — модернизацию страны по противоречивой программе. При экономическом буме и внешней вестернизации в Иране сохранялись крайне авторитарные и весьма коррумпированные порядки.
Фото: Bellavista1 / Wikipedia
В 1978–1979 годах рост социального неравенства спровоцировал массовые выступления. Монархия к тому времени задавила светскую оппозицию, так что протесты повело духовенство. Муллы не призывали соотечественников вернуться в средневековье. Прежде всего они перехватили повестку левых партий, синтезировав социалистические идеи с религиозными догматами. Получился эдакий воинственный вариант католической «теологии освобождения».
Попытки правительства подавить движение силой провалились. Зимой 1979 года шах Мохаммед бежал из Ирана, а лидер исламистской оппозиции, аятолла Рухолла Хомейни, наоборот, вернулся в страну из эмиграции.
Аятолла — высший чин богослова у мусульман-шиитов. Наличие вертикали клириков отличает, помимо прочего, шиитский ислам от более распространенной суннитской ветви, где такой иерархии нет.
Хомейнисты воспользовались хаосом в государстве и силой захватили власть. По итогам спешно проведенного референдума они объявили Иран исламской республикой с уникальным в своем роде устройством.
Затем новый режим уничтожил или выдавил в эмиграцию всех конкурентов, от монархистов до коммунистов. Революционеры закрывали учебные заведения, лишали работы нелояльных преподавателей, журналистов и работников культуры. Под запретом оказались западная мода, кинематограф и произведения литературы. Женщин обязали носить традиционную мусульманскую одежду. Супружеская измена, употребление алкоголя и наркотиков стали уголовными преступлениями.
Главная особенность иранской Конституции — дуализм. Есть обычный президент: его избирают всенародно каждые четыре года. А есть пожизненный рахбар, «высший руководитель» из верхушки шиитских богословов. Нынешний рахбар Али Хаменеи — прямой преемник умершего в 1989-м Хомейни. Президентами при нем неоднократно становились умеренные реформаторы, но сейчас пост занимает крайний консерватор Ибрахим Раиси.
Фото: Iran Diary series
Шиитская теократия в Тегеране изначально заявляла об «экспорте исламской революции». Такая радикальная риторика сделала иранские власти чужими и для Запада, и для советского блока, и для суннитских элит исламского мира. Статус изгоя за исламистским Ираном закрепляли выходки вроде Кризиса заложников 1979–1981 годов, когда группа провластных радикалов полтора года удерживала в плену десятки американских дипломатов — в отместку за то, что США укрыли у себя шаха Мохаммеда.
Из-за захвата заложников (а не собственно революции) Соединенные Штаты наложили первые санкции на экономику исламской республики. Вашингтон заморозил все иранские активы в своих банках, запретил для граждан любые деловые связи с Ираном, ввел эмбарго на импорт из ближневосточной страны, включая покупку нефти, и на поставку в страну любых товаров, кроме медицинских и продовольственных.
«Клерикальный режим Ирана поместил себя в точку пересечения двух мировых порядков [светского и религиозного]. Он пользуется членством в ООН и международной торговлей вкупе с другими современными институтами. Одновременно иранские власти отрицают их легитимность, публично декларируют их бессмысленность и неизбежную гибель. Эта двойственность прочно укоренилась в государственной доктрине».
Генри Киссинджер, американский государственный деятель
Впоследствии США несколько раз отменяли наложенные санкции, но неизменно вводили их вновь: из-за спонсируемых Тегераном атак на американских граждан в третьих странах и развития иранской ядерной программы. В 2000-х годах к санкциям в отношении исламской республики присоединились ООН и Евросоюз.