Урок начальной военной подгтовки (НВП) в советской школе

Урок начальной военной подгтовки (НВП) в советской школе

vk.com

Школы — кажется, самый активно используемый в последнее время полигон для государственных экспериментов. Основы православной культуры, «Юнармия», движение «Большая перемена» с Владимиром Путиным во главе наблюдательного совета, усиление патриотической работы со школьниками, провозглашение воспитания приоритетной задачей (и последующее переименование минобразования в минпросвещения), обязательные «Разговоры о важном» и подъем флага — все это уместилось в несколько лет; теперь подростков ждут еще два начинания — президент распорядился возродить движение юных экологов-натуралистов, а правительство собирается усилить школьную программу начальной военной подготовкой.

Все инициативы власти, как несложно заметить, касаются именно формирования лояльно-патриотических воззрений у школьников — и даже экология здесь рассматривается в первую очередь как средство прививания любви к родине. Вопросы же собственно образования, то есть уровня знаний и процесса их получения-передачи, власть волнуют и вполовину не так сильно — за исключением, естественно, истории с упором на Великую Отечественную войну. Дмитрий Медведев в эпоху регентства, помнится, обратил внимание на школьное образование — но лишь для того, чтобы ввести в него не менее трех уроков физкультуры в неделю. А еще через несколько лет Владимир Путин вернул — в том числе в школы — комплекс ГТО. Чтобы все начали готовиться к труду и обороне.

Другими словами, российская власть, похоже, склонилась к выбору спартанского принципа образования агогэ, основанного на воспитании в детях воинской доблести и гражданской лояльности — в противовес гимназической афинской школе, делавшей упор на познании и гармоничном развитии.

На днях Минобороны выступило с поддержкой идеи введения в школах и колледжах начальной военной подготовки. Не самостоятельно, не в инициативном, то есть, порядке, а в ответе на запрос лидера партии «Справедливая Россия — За правду» Сергея Миронова, но тем не менее.