Youtube.com / Киноконцерн "Мосфильм"

К столетию Леонида Гайдая в издательстве «Новое литературное обозрение», в серии «Кинотексты», вышла книга «Человек с бриллиантовой рукой», сборник статей известных исследователей культуры. Republic публикует фрагмент статьи «Трикстеры у Гайдая». Автор — Марк Липовецкий, литературовед, доктор филологических наук, профессор Колумбийского университета.

В 1920–1930-е годы герой-трикстер становится подлинной звездой советской культуры. Эта характеристика в полной мере относится не только к Остапу Бендеру, но и к Бене Крику и Хулио Хуренито, как и ко многим киноперсонажам (достаточно вспомнить героев Леонида Утесова или Петра Алейникова), а также таким культовым фигурам, как Фаина Раневская или Никита Богословский. Вокруг них формируется советская массовая контркультура, вырабатывается ее язык, а главное — стиль. Это именно критический стиль, который предполагает подрыв советской нормативности с помощью иронии и пародии (прото-стеб). Не случайно многие из этих персонажей окружены мифологическим ореолом, и каждый из них претендует на роль иронического мессии — мессии нового (бес)порядка, за которым мерцает образ модерности, альтернативной советской.

Фаина Раневская, 1931 год

Источник: Wikipedia.org

Ситуация меняется в 1940–1950-е годы. С одной стороны, предпринимаются попытки «укрощения» трикстера, превращающие его в нормативного, хотя и неортодоксального, советского героя. В результате возникает целая галерея ярких соцреалистических персонажей в диапазоне от Мустафы из «Путевки в жизнь» (Николай Экк, 1931) и Кости Капитана из «Аристократов» Николая Погодина (фильм Евгения Червякова «Заключенные», 1936) до Аркаши Дзюбина (Марк Бернес) из «Двух бойцов» (Леонид Луков, 1943), Василия Теркина из поэм Александра Твардовского, а также Сергея Тюленина вместе с Любкой Шевцовой из «Молодой гвардии» Александра Фадеева (первая редакция романа — 1946; фильм Сергея Герасимова — 1948).

С другой стороны, трикстер радикально демонизируется, и его образ широко используется для изображения «врага».

Показательно, например, как широко утилизируются трикстерские тропы во время антисемитской кампании конца 1940-х годов. Отголоски этой демонизации сохраняются и в 1960-е годы (см., например, изображение спекулянтки «Королевы Марго» (Фаина Раневская) в фильме Вениамина Дормана «Легкая жизнь», 1964). Показательно, что в разгар антисемитской кампании в 1949 году выходит специальное постановление, осуждающее романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова об Остапе Бендере. В результате «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» изымаются из библиотек и запрещены для переизданий до 1956 года.

Илья Ильф, 1930 год

Источник: Wikipedia.org