В зале Генассамблеи  ООН представители стран - членов ООН аплодируют после принятия резолюции в поддержку Украины (141 голос "за") на экстренном заседании Генеральной Ассамблеи, Нью-Йорк, 24 февраля 2023 года

В зале Генассамблеи ООН представители стран - членов ООН аплодируют после принятия резолюции в поддержку Украины (141 голос "за") на экстренном заседании Генеральной Ассамблеи, Нью-Йорк, 24 февраля 2023 года

Lev Radin/Keystone Press Agency

Но в качестве «начального блюда» предлагаю ответы экспертов «Хартленда» на вопрос, насколько велики шансы на успех обнародованного 24 февраля китайского «мирного плана» по прекращению украинского военного конфликта?

А следом изложу появившееся утром 25 февраля в китайской блогосфере эссе китайского паблика «Собрание Сочинений о Севере Дядюшки Мина» (明叔杂谈 北), раскрывающее суть китайской стратегии.

Итак, сначала мнения российских и европейских китаеведов, политологов, журналистов и писателей.

Политолог Алексей Макаркин: «Полагаю, что эти шансы весьма сомнительны, потому что план «про все хорошее» не будет принят Западом, настаивающим на том, что Россия должна отступить. А этого в плане нет и быть не может, несмотря на пункт о территориальной целостности государств. Россия же может очень широко интерпретировать пункт о неделимости безопасности. Сам план — часть конкуренции между США и Китаем за расстановку сил в мире, должен ли он быть однополярным или биполярным. Китай апеллирует к странам Азии, Африки и Латинской Америки, задействуя «мягкую силу».

Проработавший многие годы в Китае и России журналист и писатель Филипп Шорт (автор ставших бестселлерами на Западе биографий Мао Цзэдуна, Миттерана, Пол Пота и Путина): «Важность этого заявления заключается в том, что Китай решил его опубликовать, а не в том, что именно в нем говорится. «12 пунктов» просто повторяют хорошо известные китайские позиции вместе с щедрой порцией того, что американцы называют «материнством и яблочным пирогом», то есть банальностями, с которыми все могут согласиться. До сих пор Китай играл роль, которую Путин однажды назвал «умной обезьяной», сидя в сторонке и наблюдая за тем, как другие переругиваются. Этим заявлением Пекин дает понять, что у него есть прямой интерес к тому, как именно будет развиваться конфликт, а раз так, то Соединенным Штатам, в частности, следует принять это во внимание».

Китаевед, д.э.н. профессор Владимир Портяков: «Предложение Китая объективно дает возможность России выйти из сегодняшнего тупика. Плюс служит некоторой гарантией от непредъявления КНР в перспективе требований к России о возврате территорий, уступленных Китаем в ее пользу в XIX веке».

Журналист и политолог Георгий Бовт: «Шансы на успех китайского плана минимальны, если не сказать нулевые. Позиции воюющих сторон в настоящее время не предполагают никаких компромиссов, каждая делает ставку на продолжение военных действий, исходя из возможности достичь поставленных целей военным путем».

Политолог и эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: «В такой формулировке вопроса ответить на него сложно, нужно сначала договориться о критериях успеха. Будет ли считаться успехом, если удастся втянуться в переговоры, начав их с решения гуманитарных вопросов? Думаю, да, это реально. И все же полагаю, что главное значение плана в том, что его предлагает вторая по экономической и третья по военной мощи мировая держава. Кроме того, основные пункты плана совпадают с позицией Москвы и, в меньшей части, с позицией Киева и Запада. Поэтому другая ценность китайской инициативы в том, что если российский президент мало рукопожатен в мире и ему не доверяют, что бы он не предлагал, то китайского председателя нельзя не слушать. В итоге Пекин в каком-то смысле может стать «голосом Москвы», который от ее имени может достичь компромисса даже по политическим вопросам. И, наконец, весомость плану придает готовность Китая содействовать постконфликтному восстановлению Украины. Это чрезвычайно ответственное заявление».

Сербский журналист и писатель Александр Новачич (долгое время проработавший корреспондентом в России и Китае): «Маловероятно, что китайское предложение будет принято обеими сторонами конфликта. Хотя в нем есть некоторые для Украины приемлемые элементы, например, уважение суверенитета и территориальной целостности, китайский план не содержит основного украинского требования о выводе российской армии, а без этого условия не может быть никаких мирных переговоров. С другой стороны, китайское предложение долгоиграющее, ведь китайцы ничего не решают наспех и в короткий срок. Реализация китайского мирного плана, наверное, займет годы, и тогда главный вопрос: кто дольше продержится — Украина или Россия. Также в китайском документе нет призыва к прекращению огня. Прекращение военных действий является условием мирных переговоров. Если две стороны не договорятся о прекращении огня, значит, одна из них капитулировала, а другая становится победительницей, которая диктует условия. Российско-украинской войне не видно конца, и она может положить начало более масштабному конфликту».