Хеттский барельеф XIV века до нашей эры с двуглавым орлом, найденный в современной области Чорум Турецкой республики

Хеттский барельеф XIV века до нашей эры с двуглавым орлом, найденный в современной области Чорум Турецкой республики

Фото: Клаус-Петер Симон (Klaus-Peter Simon)

Страх перед концом света остаётся одной из распространённых фобий у человечества. И пищу для этого даёт сама мировая история. В прошлом есть немало примеров стремительного упадка могучих держав и великих цивилизаций — по самым разным причинам.

Древнее Средиземноморье пережило такой период на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры. За десятилетия оживлённые города становились руинами, а целые государства — разорёнными пустошами. Одной из жертв процесса стало Хеттское царство на месте современной Турции. Меньше чем за век оно прошло путь от максимально для себя возможного величия до полного исчезновения.

Сегодня участь хеттов выглядит незаслуженной. Ведь сами они, хоть и вели завоевания, проявляли милосердие к покорённым народам и терпимость к их языкам, религиям и культурам. Загадочные «Соединённые Штаты Азии» не уничтожили ни единой чужой цивилизации. А вот собственной — лишились меньше чем за 50 лет.

Почему хетты — не хатты

Народ хеттов сформировался на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры. Произошло это на Анатолийском плоскогорье — в центральных областях современной Турции, возле озера Туз и реки Кызыл-Ирмак (Галисы). Коренных жителей хаттов подчинили себе пришедшие с Балкан неситы. Через несколько поколений завоеватели и завоёванные смешались, став хеттами.

Основу правящей верхушки составили немногочисленные чистокровные потомки неситов. Этот порядок сохранялся до самого конца Хеттского царства. Около 1300 года до нашей эры, то есть спустя примерно 800 лет после завоевания хаттов неситами, египетские хронисты отмечали, что светлолицые хеттские царь и знать совсем не походят на своих смуглых простолюдинов.

Статуэтка хеттского женского божества, XV—XIII века до н. э.

Фото: Wikipedia / PHGCOM

Индоевропейцы-неситы привили свою речь покорённому большинству, заимствовав у тех часть лексики. Получившийся хеттский язык стал первым индоевропейским со своей письменностью. В деловой переписке и летописях здесь использовали вавилонскую клинопись, а для сакральных надписей — так называемое лувийское письмо, оригинальные иероглифы.

Многие хеттские слова созвучны с современными европейскими. «Агниш» — это огонь, «ватар» — вода, «гима» — зима, «непиш» — небо, «хастяс» — кости, «данкуй» — тёмный (нем. Dunkel, англ. Dark), «шиттар» — звезда (нем. Stern и англ. Star).

«Исконные» же хатты, предположительно, приходились роднёй жившим севернее племенам касков — предкам современных адыго-абхазских народов. Воинственные каски регулярно нападали на более цивилизованных «кузенов», а те в ответ строили укрепления и проводили экспедиции по замирению беспокойных соседей.

К югу и востоку от хеттов жили хурритские этносы — вероятно, далёкие предки современных армян. Отношения с ними были поспокойнее, но и здесь периоды мирного сосуществования перемежались с вооружёнными конфликтами.

«Хетты буквально, как губка, впитывали различные идеи у народов, с которыми соприкасались. Они обладали невероятной способностью заимствовать чужие идеи, усваивать и развивать их»

— Ева Канцик-Киршбаум, немецкая учёная-историк

Взять Вавилон — и умереть

Изначально у хеттов существовало с десяток независимых княжеств, отделённых друг от друга гористой местностью. Около 1780–1790 годов до нашей эры один из таких князей, Аннита, стал правителем всех хеттов. После серии войн он сплотил отдельные княжества в едином царстве, а наиболее крупный и потенциально мятежный город Хаттусу — приказал разрушить до основания.

По-видимому, хетты воспринимали Хаттусу не просто как большой город, а как некое сакральное место. Поэтому поступок Анниты посмертно осудили, и последующие цари дистанцировались от фактического создателя государства. Хеттская традиция считала местным «Ромулом» Лабарну I. Правивший примерно в 1680–1650 годах до нашей эры царь отстроил заново Хаттусу, которая потом стала хеттской столицей.

Остатки Львиных ворот Хаттусы, 2014 год

Фото: Wikipedia / Bernard Gagnon

Лабарна также прославился серией успешных войн. «Воды он сделал своими границами», — писали о нём потомки, намекая, что власть царя простиралась от Чёрного до Средиземного морей. Лабарна стал для хеттов не только Ромулом, но и Цезарем: его имя превратилось в имя нарицательное, синоним слова «царь». Позднехеттские правители обычно добавляли к нему специфический титул «солнце».

То же произошло и с именем его супруги Тавананны: «тавананнами» потом титуловали себя хеттские царицы. Жена монарха в государстве считалась царицей и после смерти мужа, оставаясь «тавананной» при молодом царе, которому уже не приходилась супругой.

Серия завоеваний продолжилась при двух следующих царях — Хаттусили I и Мурсили I. В конце XVII века до нашей эры границы царства включали большую часть современной Турции, почти всю Сирию и предположительно остров Кипр. В 1595 году до нашей эры кульминацией хеттских побед стал поход Мурсили I на Вавилон. Царское войско захватило и разграбило древний город, вернувшись домой с богатой добычей.

Парадоксальным образом триумф ознаменовал начало тёмных времён. Государственное устройство хеттов явно не поспевало за их военной организацией. Мурсили I по возвращении домой пал жертвой заговора: его убил захвативший власть собственный зять Хантили. Почти на полтора века царство погрузилось в смуты и нестабильность. Как ему получилось восстать из пепла?