Bulkin Sergey/news.ru via globallookpress.com
В феврале-марте 2023 года в двух главных музеях России — ГМИИ имени Пушкина и Третьяковской галерее — сменились директора. И это не совпадение и не случайность, все — в полном соответствии с «генеральной линией партии и правительства». Культура снова становится орудием пропаганды, поэтому руководить главными музеями страны должны правильные люди, а не сомнительные личности с либеральными наклонностями и порочащими связями. «Не был, не состоял, не участвовал» — так должна выглядеть анкета директора ключевого объекта государственной пропаганды.
Третьяковской галерее блестящие искусствоведы больше не нужны
Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковскую галерею 8 лет, с 2015 года. Она — искусствовед, причем блестящий, международного уровня. В 1977 году Трегулова окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, в 1981 году — там же окончила аспирантуру. В девяностых стажировалась в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке — одном из важнейших мировых центров современного искусства. С 2002 по 2013 год работала в Музеях Московского Кремля заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям. В 2013 году Трегулова могла стать директором ГМИИ имени Пушкина, так как в конце девяностых она занималась там зарубежными связями и выставками, но ее кандидатура не устроила Ирину Антонову, много лет возглавлявшую ГМИИ и в силу преклонного возраста ушедшую на «почетную пенсию» в должности президента музея. Антонова выбрала на роль своей преемницы Марину Лошак, а Зельфира Трегулова на два года стала директором Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Когда ей предложили возглавить Третьяковку, ни у кого не было сомнений, что это прекрасный выбор.
При Трегуловой Третьяковская галерея вернулась к своим истокам и начала показывать художников со всего мира, и классиков, и современников, ведь изначально ее коллекция складывалась из собраний русского и западноевропейского искусства братьев Третьяковых. И Трегулова тоже активно пополняла музей работами современных художников. За последние пять лет Третьяковка получила в дар несколько коллекций современного искусства.
Несомненно, должность директора одного из главных государственных музеев страны в сложившихся после 2014 года условиях требовала от Трегуловой конформизма и чиновной дисциплины. И она на это шла. В 2018 году она была доверенным лицом кандидата на пост президента РФ Владимира Путина и кандидата на пост мэра Москвы Сергея Собянина, в 2020 году вошла в состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ.
Приходилось ей жертвовать не только своей репутацией, но и непосредственно экспозицией музея. Так 19 апреля 2022 года по «техническим причинам» закрыли персональную выставку русско-американского художника-нонконформиста, лауреата Премии Кандинского Гриши Брускина «Смена декораций». Сам художник узнал об этом из СМИ. По слухам, предписание закрыть выставку поступило от Министерства культуры РФ, которое отреагировало на запросы «возмущенных граждан».
Самый громкий музейный скандал, когда Трегулова вынуждена была пойти против своей совести и профессиональной чести, случился в том же 2022 году. Московская патриархия добилась, чтобы одно из самых ценных произведений в истории русского искусства, «Троица» Андрея Рублева, транспортировать которую просто опасно, покинула стены музея и отправилась на празднование дня памяти Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру. В 2008 году, при патриархе Алексии II, музею удалось отстоять работу Рублева от такого «вояжа», но времена изменились. В 2022 году патриарху Кириллу при поддержке администрации президента удалось переломить через колено музейное сообщество, кричавшее, что икона не подлежит транспортировке, и забрать ее на праздничное богослужение в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. Руководству Третьяковской галереи пришлось согласовать временный перенос «Троицы». Зельфира Трегулова ушла на это время в отпуск, и формально решение принимал ее заместитель Ринат Шигапов. 16 июля икону доставили в лавру. Она провела в храме полтора дня, но этого оказалось достаточно, чтобы причинить ей 61 «существенное изменение»: эксперты пришли к выводу, что икона пережила резкие перепады температур и нуждается в укреплении. «Троица» вернулась в экспозицию музея только в декабре 2022 года.
Но никакие жертвы и компромиссы не спасли Зельфиру Трегулову от унизительной отставки. Ее контракт закончился 7 февраля 2023 года, и 8 февраля он был подписан заново, но через несколько часов его аннулировали. О своем увольнении Трегулова узнала из СМИ. Как говорят источники, близкие к Минкульту, Трегулова «не вписалась» в курс ведомства после начала СВО в Украине и «ее решено убрать отовсюду».
После отставки Зельфира Трегулова стала независимым искусствоведом. Об этом она сама сообщила 14 марта в комментарии ТАСС после получения специального приза ежегодной премии издания The Art Newspaper Russia, присужденного Третьяковской галерее вместе с Пушкинским музеем, Эрмитажем и фондом Louis Vuitton «за блестящую реализацию беспрецедентного международного проекта, посвященного коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову». «Это шестая премия от The Art Newspaper за те восемь лет, что я была директором Третьяковской галереи. Больше премий не получал ни один музей», — сказала она ТАСС.
«Серая лошадка»
Вместо Трегуловой на должность генерального директора Третьяковской галереи Минкульт назначил Елену Проничеву, она стала первым с 1937 года директором Третьяковки, профессионально не связанным с искусством.
Елену Проничеву называют «темной лошадкой» в музейном сообществе, и хотя у нее есть опыт работы в музеях, она никак себя там не проявила. Гораздо известнее другие члены ее семьи.
39-летняя Елена — младшая дочь Владимира Проничева, который в должности заместителя директора ФСБ России руководил штурмом захваченного террористами Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года. В ходе и по результатам этого штурма погибли по официальным данным более 130 человек, а по неофициальным жертв было 174. Но, несмотря на многочисленные жертвы, Владимир Путин закрытым указом присудил Проничеву звание Героя России.
В июле 2003 года Владимир Проничев был назначен руководителем Пограничной службы ФСБ России. В 2013 году, в возрасте 60-лет, он вышел в отставку и занялся бизнесом. Он владеет агрохолдингом «Мирный», которому, среди прочего, принадлежат животноводческий комплекс в Подмосковье площадью более 3,5 тысяч кв. м и несколько комплексов по производству молока в Адыгее. В 2022 году Проничев стал одним из учредителей ООО «Системы инновационного развития», которое занимается разработкой программного обеспечения.
Обе дочери Проничева тоже сделали успешную карьеру. Старшая, Екатерина, училась в МГУ сначала на юридическом факультете, потом там же получила диплом искусствоведа. Работала юристом в крупных организациях, вроде «Росгосстраха». В марте 2012 года была назначена первым замглавы департамента культуры Москвы. Через полтора года возглавила департамент культурного наследия Минкульта. А в июне 2015 года заняла должность генерального директора АО «ВДНХ». Три года спустя столичные власти назначили Проничеву председателем комитета по туризму. В июне 2022 года Екатерина Проничева ушла с этого поста, практически сразу возглавив Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Издание «Собеседник» обнаружило в ЕГРН принадлежащую с 2017 года Екатерине Проничевой квартиру на Арбате площадью 223 кв. м, приблизительная стоимость которой, по оценкам издания, составляет около 110 миллионов рублей.
Ее младшая сестра Елена закончила МГИМО по специальности «сравнительная политология». Как рассказала она в интервью корпоративному журналу выпускников и студентов МГИМО MGIMO Journal, еще учась на первом курсе, она начала работать в Госдуме помощником депутата в Комитете по бюджету и налогам. В мир музеев она пришла, по ее словам, «довольно банально»: «В какой-то момент появляются дети и нужен более свободный график. Я тогда работала в банковской сфере (в Газпромбанке — «Власть»), которая требовала полного погружения, и это не позволяло мне проводить время с семьей. А выйти на работу, социализироваться по окончании декретного отпуска мне очень хотелось. И я ухватилась за предложение заняться развитием проектов на ВДНХ. Эта работа позволяла мне самой регулировать степень вовлеченности в процессы, а когда я выработала собственный темп и реализовала ряд проектов, меня заметили — и я получила предложение перейти в Еврейский музей».
Maksim Konstantinov/Global Look Press
В 2013 году Проничева стала исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности, а спустя два года перешла в Федеральный научно-методический центр по вопросам психологии и педагогики толерантности. В 2020 году Проничеву назначили директором Политехнического музея в Москве. Историческое здание музея на Лубянской площади с 2013 года закрыто для посетителей и проходит реставрацию. В последние два года, то есть при Проничевой, Политехнический музей работает только на одной площадке — в технополисе «Москва» на территории бывшего автозавода «Москвич».
Искусствовед Ксения Коробейникова, которую цитирует телеграм-канал The City, говорит, что «Елена Проничева — ну, такая, грубо говоря, серая лошадка. Ничего глобального и показательного мы о ней не знаем. Да, работала в Еврейском музее. Да, работала в Политехе, но какие именно достижения у нее за это время были, нам неизвестно. Зато известно, что Политех за годы при ней так и не открылся».