Изображение, созданное нейросетью Midjourney

«Приснился Путин. Сон был сначала больше абстрактным, состоящим из каких-то разрозненных предметов, но потом картинка прояснилась, и я увидела решётку (уточняю, что это была не тюрьма, тип помещения вообще невозможно было определить, всё было в темноте), за которой стоял Путин. Он был напуган, подавлен и растерян. Он стоял в шаге, наверное, от решётки, а перед решеткой (спиной ко мне) стоял высокий человек в тёмной одежде. Я не знаю, кто это был, со спины он не казался мне знакомым. Но Путину он точно был знаком. И когда этот человек хотел уйти, Путин ринулся к решётке, протянул руки и попытался схватить его, но этот человек отпрянул, и Путину не удалось. И человек сказал Путину, что он ему не поможет. На этом сон закончился».

Это — описание сна (здесь и далее в описании снов в основном сохранены орфография и пунктуация авторского описания. — Republic), сюжет которого, впрочем, не кажется нам сюрреалистичным: обычная обстановка, стандартные действия и фигура всем известного человека. Сон приснился одной женщине в начале апреля 2022 года — почти за год до того, как Международный суд в Гааге выдал ордер на арест Путина. Одна из интерпретаций образов этого сновидения может быть следующей. Темнота вокруг символизирует непрозрачность политики президента и его «бункерный» образ жизни. Высокий человек может быть образом советника, который влияет на политические решения Путина, но, в конце концов, его предаст. Решетка — символ наказания, тюрьмы. Сама рассказчица пояснила, что политический сон ей приснился впервые, и, что он, возможно, связан с ее верой в поражение Путина на войне и на политической арене. Она надеется, что этот сон предзнаменует полный крах и отсутствие каких-либо союзников у президента.

На этом моменте логично задаться вопросами: действительно ли россияне видят вещие сны? Какие образы и сюжеты им снятся? Какие эмоции сновидцы при этом испытывают? Что такие сны могут сказать о социальных настроениях россиян сегодня, их политических взглядах и надеждах? На все эти вопросы поможет ответить социология сновидений. Это еще не институционализированная область исследований; внутри нее нет специализированных журналов, кафедр и образовательных программ. Пока не так много социологов работают с такими нетрадиционными для социальных наук данными, как сны. Мы с коллегами из Европейского университета в Санкт-Петербурге тоже решили попробовать стать частью этого небольшого сообщества по изучению снов. Идея собирать нарративы о сновидениях у нас возникла спонтанно. Нам, социологам, хорошо известно, что опросы — не всегда самые лучшие методы исследования общественных настроений, особенно во время войны. На чувствительные темы люди склонны давать социально одобряемые ответы. Более того, в условиях военной цензуры зафиксировать такими методами реальные настроения россиян стало значительно труднее. И когда только началась война, мы сразу поняли, что надо как-то фиксировать свидетельства происходящих травматичных событий. Тогда мы запустили проект по сбору снов россиян, дав ему название «Наука сна».

На тот момент мы еще не совсем понимали, что будем делать с собранными данными, но для нас было важно дать людям возможность публично делиться своими неотрефлексированными переживаниями в терапевтических целях. Так появился наш телеграм-канал. За год мы собрали и проанализировали более 1000 снов и комментариев к ним от самих сновидцев. Мы обнаружили в них ценнейший источник знаний о современном российском обществе. Для нас наибольший интерес представляют такие аспекты сновидений, как отношения власти, чувство подрыва коллективной/национальной идентичности, эмоциональные переживания социальной реальности и их связь с политическими позициями россиян. Помимо этого, при анализе снов мы обращаем внимание на чувство ощущаемой агентности (способности действовать свободно и самостоятельно, делать осознанный выбор), беспокоящие людей социально-политические и экономические проблемы и в целом символическую репрезентацию их положения.

Вообще, в гуманитарных и социальных науках сны могут изучаться двумя способами: первый сфокусирован на практиках вокруг сновидений, например, как сны пересказываются, обрабатываются и интерпретируются обществами и группами разных людей. Второй способ — исследовать, почему нам снится то, что снится, и в каких целях мы используем наши сны. Таким образом, можно четко отделить науку об онейрическом производстве от науки об использовании снов. Как утверждает французский социолог и автор книги «Социологическая интерпретация снов» (опубликована в 2020 году) Бернард Лаир, сны можно рассматривать как формы социального опыта, которые непроизвольно формируются сновидцем во время сна. Это значит, что

сны, несмотря на то, что их видят отдельные индивидуумы, могут многое нам рассказать о социальных настроениях и эмоциональных переживаниях групп людей и даже всего общества.

Сны, будучи излюбленной областью исследований в психоанализе, а с недавних пор и в нейронауках, тем не менее, пользовались вниманием профессионалов и из других областей: истории, когнитивной психологии, лингвистики, фольклористики, антропологии, культурологии, а также искусства и богословия.

Например, выдающийся историк и исследователь снов времен Третьего рейха Рейнхарт Козеллек в своей книге «Futures Past: On the Semantics of Historical Time» (опубликована в 1985 году) рассматривает сны как долингвистические истории, раскрывающие нам антропологическое измерение, без которого невозможно понять террор и его эффективность. Несмотря на то, что сны — это вымышленные, никогда не происходившие в реальной жизни истории, они, тем не менее, именно как вымысел являются элементами исторической реальности. Они отражают ту реальность, которая сделала эти сны возможными. Более того, нарративы о сновидениях имеют преимущество перед дневниками и мемуарами, поскольку наиболее ясным способом освещают состояние тех, кого преследует террор. Поскольку у нас нет возможности цензурировать свои собственные сны — хотя во время террора встречается и такое — рассказы о сновидениях помогут обнаружить нам то, что еще сами сновидцы до конца не осознали.

Или, например, антропологи. Они давно говорят о необходимости включить нарративы о сновидениях в собственный объект исследования. Для антропологов сны позволяют ответить на вопросы о том, какие элементы той или иной культуры больше всего внутренне осознаны человеком и насколько культура может влиять на индивидуальное переживание. Через анализ снов можно также выявить некоторые паттерны, согласно которым конструируется рассказ о сновидениях и преобразуется в фольклорный или художественный текст.

Мы выступаем за междисциплинарный диалог. Наш подход к изучению снов — социально-историческая герменевтика. Это значит, что мы интерпретируем нарративы о снах, погружаясь в контекст современной России, а также используя субъективные интерпретации сновидца, дополнительные комментарии ко сну и биографический контекст его жизни. Итак, что нам удалось узнать?