Гаитяне на митинге держат изображения Франсуа (слева) и Жан-Клода Дювалье (справа), 2011 год

Гаитяне на митинге держат изображения Франсуа (слева) и Жан-Клода Дювалье (справа), 2011 год

Фото: AP Photo / Dieu Nalio Chery

Российское общество продолжает испытывать тихий шок от новой стахановщины в исполнении Государственной думы. Нет смысла пересказывать все поправки к закону о военной службе, предлагаю остановиться на одной, кажущейся пока не самой чреватой пагубными последствиями. Пока комментаторы гадают, кого, как и когда погонят на осыпающуюся линию фронта, меньше вопросов возникает насчёт того, что будет в тылу. А новации от парламентариев обещают немало интересного и там.

Главы субъектов РФ смогут создавать свои вооружённые ополчения в форме государственных унитарных предприятий. Другими словами, случайные люди на легальных основаниях не просто получат боевое оружие, но и смогут общаться с согражданами с позиций силы. Ведь сотрудники унитарных предприятий как-никак будут содействовать в охране общественного порядка. Следовательно — выступать законной властью.

Долгосрочные последствия такой инициативы могут выйти самыми удручающими. И это с учётом, что ещё в 2022 году в стране почти на треть подскочило число преступлений с использованием оружия, а новости, что очередной ветеран «спецоперации» взорвал/убил/изнасиловал, уже складывают фон информационной повестки.

В уже далёкие 2010-е годы среди либеральной публики было модно щекотать себе нервы, отыскивая сходства родного режима с автократиями прошлого из не самых развитых стран мира. Вот тут у нас немного Альфредо Стресснера, там Мобуту Сесе Секо выглядывает, а здесь что-то похожее на Фердинанда Маркоса. Дальше игр разума тогда не шло. Но раздача оружия полустихийным ополчениям по всей стране вызывает прямые ассоциации с одной из самых жутких диктатур ХХ столетия — гаитянина Франсуа Дювалье и его тонтон-макутов.

Пол-острова невезения

Само по себе Гаити актуально для России и в другом аспекте. Среди россиян давно вошли в привычку разговоры, что их страна по умолчанию не может быть такой как все. Большая территория, суровый климат, зона рискованного земледелия — отсюда и «такой менталитет», следовательно, необходимость твёрдой руки и невозможность всяких либерализмов и демократий. Так вот, пример острова Гаити показывает, что нельзя списывать проблемы политики на причуды географии.

Гаити (красным) и Доминикана (зелёным) на карте

Изображение: global-monitoring.com

На одном клочке суши посреди Карибского моря уживаются вожделенная туристами Доминиканская Республика, крепкий середняк всех мировых рейтингов, и собственно Гаити — абсолютно худшее место во всём Западном полушарии. При этом оно же некогда стало вторым после США независимым государством в Новом Свете и первой освободившейся от власти европейцев темнокожей нацией. Самостоятельно республика живёт больше 200 лет, но с каждым годом дела здесь лишь хуже, над чем ехидничают соседи из Доминиканы.

В 1960-х годах доминиканский президент Хуан Бош даже ввёл ироничное понятие «гаитизации», как характеристику регрессивного развития той или иной страны.

Само слово «Гаити» означает «страна гор» в переводе с языка индейцев таино, коренных жителей острова. В XVI — XVII веках гаитянских аборигенов полностью истребили захватившие остров испанцы. Саму землю они незамысловато назвали Эспаньолой, «Испанской», но память об её исконном названии колонизаторам уничтожить не удалось. Вместо индейцев испанцы заселили остров рабами из Африки. Невольники выращивали кофе, сахарный тростник и другие сельскохозяйственные культуры.

В конце XVII века Мадрид частично уступил территорию Парижу. Запад Эспаньолы стал владением французских королей. Небольшая колония приносила Парижу хороший доход за счёт темнокожих невольников. В XVIII веке на одного белого островитянина приходилось четыре раба-африканца. Промежуточное положение между ними занимала тонкая прослойка мулатов и чернокожих вольноотпущенников.

Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр, лидер гаитянской борьбы за независимость

Изображение: Wikipedia / John Carter Brown Library

В середине XVIII века здесь добывали почти 40% сахарного тростника в мире. Католицизм и новая французская речь стали основами для так называемого креольского языка и культа вуду, вокруг которых и сформировалась гаитянская нация.

Гаитянское вуду — особый культурный и религиозный феномен, синтез христианского вероучения с традиционными африканскими культами. Его основа — вера в духов («лоа»), через правильное поклонение и подношения которым знающий человек сможет даже оживлять мертвецов.

В 1791 году рабы в колонии подняли бунт, к которому спустя время примкнули и мулаты. Восстание обернулось 13-летней войной. Французы несколько раз побеждали взбунтовавшихся, но каждый раз те вновь поднимались против европейцев. В итоге гаитяне разбили присланные из метрополии войска и практически истребили всё белое население острова.

Под большой дубинкой и с порядками из позапрошлого века

В 1804 году победители провозгласили независимую Республику Гаити. Её создатели приняли конституцию в духе идей Просвещения. Документ отменял невольничество и провозглашал равенство всех граждан государства. Но большинство гаитян продолжили влачить состояние, близкое к рабскому.

Резня белого населения на Гаити, 1791 год

Изображение: Wikipedia / FRANCE MILITAIRE

Только теперь их тростниковые и кофейные плантации принадлежали бывшим борцам за независимость. Новыми хозяевами страны себя считало меньшинство — сравнительно зажиточные и образованные мулаты. Их власть оспаривала негритянская верхушка из бывших повстанческих командиров.

Изначально независимое Гаити включало в себя весь остров. Его восточную часть восставшие отбили у Мадрида. Однако испаноязычное население чувствовало себя чужим в новом государстве. В 1844 году восток острова провозгласил себя независимой Доминиканской Республикой.

На словах в государстве действовал принцип «Гаити — страна для всех чёрных». На деле правящая элита копировала образ жизни европейской знати: с балами, раздачей аристократических титулов, строительством дворцов и замков. В разные годы несколько гаитянских президентов объявляли себя императорами и королями, сопровождая это пышными коронациями.

Параллельно историю страны дополняли непрерывные антиправительственные заговоры, восстания и военные мятежи. Десятилетие за десятилетием в Гаити свергались некомпетентные президенты и сменялись коррумпированные правительства. А страна так и оставалась на той же ступени развития, живя за счёт экспорта сельскохозяйственной продукции. Новый ХХ век в Гаити не изменил положения дел, кроме того, что страна превратилась в полуколонию США. В 1915–1934 годах американские военные в соответствии с так называемой «Политикой большой дубинки» оккупировали республику под предлогом очередной волны нестабильности на острове.

Американские морпехи на Гаити ведут бой с местными повстанцами, 1915 год

Фото: Wikipedia / East Oregonian

За это время Вашингтон де-факто взял под контроль гаитянские бизнес и политику. Под эгидой оккупантов в стране действовали гуманитарные миссии, обеспечившие гаитянам хоть какой-то доступ к образованию и медицинским услугам. Их работа давала возможность выйти в люди инициативным островитянам. Одним из них стал молодой доктор Франсуа Дювалье.