Патруль LRDG на грузовике Chevrolet, 1942 год

Патруль LRDG на грузовике Chevrolet, 1942 год

Фото: Wikipedia

После 24 февраля 2022 года в обиходе СМИ появилось множество сокращений и аббревиатур, связанных с военной тематикой. Сегодня в русскоязычном интернете, пожалуй, не найти человека, который не знает, что такое СВО, ВСУ или ЧВК. Одной из наиболее часто используемых аббревиатур стала и ДРГ — диверсионно-разведывательная группа. Разумеется, нынешняя война — не первый вооружённый конфликт, в котором стали использоваться подобные формирования. Различные отряды сил специального назначения существовали с древнейших времён, но наибольшее развитие получили уже в новое время, особенно — в эпоху мировых войн.

Во время Второй мировой почти у каждой участвовавшей в ней армии имелись свои ДРГ: у американцев — «Мародёры Мерилла», у немцев — егерский батальон СС Отто Скорцени, у японцев — «парашютисты Такачихо», у финнов — отряды дальней разведки «Каукопартио». Однако более всего в создании подобных подразделений преуспела британская армия. В её распоряжении имелись многочисленные отряды «коммандос» и Особой воздушной службы SAS, а также силы специального назначения, сформированные из армий доминионов британской короны. Например, воевавшие против японцев в Бирме «чиндиты» — спецназ, созданный на базе 77-й Индийской пехотной бригады.

Важное место среди таких подразделений занимала Группа дальней разведки пустыни (Long Range Desert Group или LRDG), которой довелось противостоять немцам и итальянцам на Средиземноморском театре военных действий. Группа, совершившая более 200 миссий в Сахаре и получившая наивысшие оценки военных специалистов и историков, комплектовалась в основном из новозеландцев, южноафриканцев и англичан. Условия, в которых воевали бойцы LRDG, а также сам характер их операций, не имели аналогов ни во время Второй мировой, ни в какой-либо другой период военной истории.

Тунис, 1943 год: те, кто проложили путь

К весне 1943 баланс сил на Средиземноморском театре военных действий резко изменился в пользу союзников, хотя судьба Североафриканской кампании вермахта ещё не была предопределена. После двухлетних ливийских «качелей», когда линия фронта то перемещалась на территорию Египта, в сторону долины Нила, то снова возвращалась к Триполи, обстановка окончательно сложилась в пользу британцев.

После судьбоносной битвы при Эль-Аламейне в ноябре 1942 года, когда 8-я армия Бернарда Монтгомери взяла верх над немецко-итальянскими силами Роммеля, стало понятно, что руководству нацистской Германии надо принимать экстраординарные решения, если Третий рейх рассчитывает продолжать борьбу на Африканском континенте. Войска Роммеля откатывались на запад в Тунис, оставляя за собой застрявшую в песке горелую технику и пустые канистры из-под бензина.

Эрвин Роммель со штабными офицерами в Ливии

Фото: Wikipedia

Американские войска же высадились во французском Марокко, и теперь перед немцами замаячила перспектива воевать на два фронта. В Берлине срочно начали изыскивать резервы. В Тунис, который Адольф Гитлер провозгласил крепостью и решил удерживать любой ценой, были переброшены дополнительные танковые дивизии. С их помощью Роммель остановил двигавшихся из Алжира американцев у перевала Кассерин.

В свою очередь и победоносное шествие Монтгомери, который за пару месяцев преодолел более двух тысяч километров, было остановлено у самой границы Туниса. Здесь ещё французская колониальная администрация, опасаясь нападения из итальянской Ливии, построила сеть укреплений, объединённых в так называемую Линию Марет. Она начиналась от средиземноморского залива Габес и уже через 50 километров упиралась в почти непроходимые для тяжёлой техники холмы Матмата. Располагавшиеся далее пески Сахары также считались непреодолимыми для танков, составлявших основу всех сражавшихся в Северной Африке армий.

По сути, единственная дорога из Ливии в Тунис была надёжно прикрыта войсками Оси.

К старым французским фортификационным сооружениям немцы и итальянцы добавили десятки километров колючей проволоки, огромное количество противотанковых и противопехотных мин, множество траншей, пулемётных гнёзд и артиллеристских точек. По расчётам французов, линию можно было защищать более двух лет. Очевидно, на подобные сроки рассчитывал и Гитлер.

Перед союзниками возникла реальная угроза увязнуть в позиционной борьбе, которая вполне могла охладить боевой пыл американцев, только недавно впервые скрестивших оружие с немецкой армией. Однако ни французские администраторы, ни немецкие генералы не знали, что на самой границе пустыни есть проход, ведущий прямо в тыл обороняющим Линию Марет войскам. Его то и обнаружил патруль LRDG.

Девизом этого подразделения было латинское Non Vi Sed Arte («Не силой, а хитростью»). В полном соответствии с этой установкой бойцы Группы двинулись в пустыню, взяв с собой целый ворох старых итальянских и французских карт местности. Три полуторатонных грузовика Chevrolet WD 30 CWT с установленными на них пулемётами Vickers были по полной загружены топливом, водой и провизией. Бойцам предстояло провести вдали от какой-либо базы снабжения, да и в целом от цивилизации, несколько недель. Рассчитывать приходилось только на себя.