Западноевропейские рыцари в апреле 1204 рыщут в поисках добычи по захваченному Константинополю. Современная реконструкция

Западноевропейские рыцари в апреле 1204 рыщут в поисках добычи по захваченному Константинополю. Современная реконструкция

Изображение: facebook.com (принадлежит запрещённой в РФ компании Meta) / Osprey Publishing

IV крестовый поход 1202–1204 года — один из самых известных и притом парадоксальных эпизодов Средневековья. В России его и по сей день используют апологеты безусловной враждебности «коллективного Запада» в отношении всего православного. Действительно, весной 1204 рыцари-католики вместо освобождения от мусульман Святой земли захватили более чем христианский Константинополь и варварски его разграбили. Под почти тысячелетней историей Византии была подведена жирная (пусть, как выяснится потом, ещё не финальная) черта.

Однако зачем крестоносцы пошли на этот шаг? Анализируя событийную канву, трудно сказать, что захватчиками руководила некая дефолтная вневременная ненависть к православию. Скорее, воинство незадачливых последователей Христа само запуталось в клубке сложнейших обстоятельств, а византийцы в нужный момент показали себя ещё более равнодушными к судьбе собственной империи, чем пришедшие из-за моря рыцари.

Детальный разбор событий 820-летней давности показывает: все высокие концепции о конфликте цивилизаций в исторической практике пасуют перед банальными алчностью, властолюбием и погоней за сиюминутным успехом.

Ходили против мусульман — а поругались с православными

Крестовые походы, несмотря на наличие общего врага, лишь усугубили копившиеся веками противоречия между Византией и католическим миром. Православные «схизматики» воспринимались западноевропейцами немногим лучше, чем «язычники-сарацины». Соответственно, и византийцы видели в крестоносцах «варваров-франков», нередко выступая против них в союзе с теми же исламскими правителями Сирии и Малой Азии. А поводов для такой антипатии малообразованные и алчные гости с запада давали предостаточно.

Открытое вооруженное противостояние между православными и католиками началось ещё в правление Алексея Комнина (конец XI — начало XII века). Не спасла даже вассальная присяга, принесённая василевсу большинством лидеров крестоносцев. При его наследнике Иоанне II уже сами византийцы приняли активное участие в рыцарских междоусобицах на отвоеванных у мусульман землях Ближнего Востока.

Государства крестоносцев, созданные после I крестового похода (1095–1099 годы)

Карта: Wikipedia / Akeosnhaoe

В частности, император привёл к покорности Антиохию, отвоеванную у мусульман участниками I крестового похода. Возможно, Иоанн — правитель весьма маскулинный, успешный полководец — внушил бы «франкам» больше почтения к своей державе, но в 1143 году он погиб от случайной стрелы во время одного из своих военных походов.

К сожалению для греков, наследовавший ему сын Мануил не сдерживал себя в решениях и слепо следовал своим амбициям. Правда, при жизни у него выходило абсолютно всё. На короткое время Мануил вернул Византии подлинно имперское величие: под греческое господство отошли юг Италии и даже Венгрия.

Однако тогда же рост влияния иностранного бизнеса, скачок военных расходов и рост налогов добили дышавшие на ладан финансы Ромейской державы.

Примечательно, что сам Мануил открыто тяготел к западному образу жизни и культуре. Например, он пытался ввести в Византии рыцарские турниры и сам участвовал в них лично. Но чем больше вестернизировался императорский двор, тем сильнее в стране рос антагонизм по отношению к «франкам» и всем «латинам».

Мануил I Комнин, византийский император в 1143–1180 годах

Изображение: Wikipedia

После смерти Мануила в 1180 году эти противоречия вырвались наружу. На четверть века Византию накрыла волна переворотов и междоусобиц, а отношения с «коллективным Западом» постоянно балансировали на грани войны и мира. Так что грядущее в 1204 году падение Константинополя ретроспективно выглядит здесь почти что неизбежным.