
Берлин, 24 февраля 2025 года. Будущий канцлер ФРГ Фридрих Мерц на пресс-конференции по результатам прошедших накануне парламентских выборов
Xinhua/Du Zheyu/ Scanpix
Коротко о результатах парламентских выборов в Германии 23 февраля 2025 года: на выборах в Бундестаг победил союз ХДС/ХСС (в немецкой транскрипции — CDU/CSU) с кандидатом на пост канцлера Фридрихом Мерцем. Окончательный результат после подсчета всех голосов — 28,6%. За ними следует правоэстремистская АдГ («Альтернатива для Германии», AfD), у которой 20,8%. Лидер ХДС пока исключает возможность создания коалиции с АдГ. Но уже пообещал «снова делать политику для Германии, а не для каких-нибудь зеленых или левых психов в этом мире».
Правящая партия канцлера Шольца СДПГ претерпела катастрофу, опустившись до исторического минимума — это 16,4%. Шольц отмечает горький результат и поражение, ответственность за которое лежит и на нем. Кроме того, он заявил, что не будет выступать партнером в случае коалиционных переговоров. Мерц заявил, что намеревается сформировать новое правительство не позднее Пасхи.
Партия «Зеленых» потеряла чуть меньше позиций, занимая четвертое место. Но их результат тоже неутешительный, у них всего 11,6%. И невероятный успех показали Левые (die Linke): партия с результатам в 8,8% резко вырвалась вперед, преодолев пятипроцентный барьер.
С политического горизонта пока удаляются две заметных партии. Это СвДП (FDP), которая потерпела неудачу с 4,3%, не вписавшись в проходные 5%. Лидер партии Кристиан Линднер заявил, что уходит из политики. А вот Союзу Сары Вагенкнехт не хватило совсем немного с их 4,972%. Еще бы буквально 13 000 голосов и новая партия сидела бы в Бундестаге.
Распределение голосов в парламенте ФРГ по результатам выборов 23 февраля 2025 года
https://wahltool.zdf.de
Абсолютное большинство — это 316. То есть мы опять получили нестабильное и не очень поворотливое правительство, которое сможет работать и принимать решения только после создания коалиций.
Если по-прежнему никто не захочет объединяться с партией Алис Вайдель, останется один наиболее вероятный вариант — коалиция союза ХДС/ХСС и СДПГ (черных и красных).
Возможные коалиции в Бундестаге по результатам выборов 2025 года
https://wahltool.zdf.de
Когда Алис Вайдель заявляет, что ее партия смогла удвоить свой результат и что это невероятный успех — она абсолютно права, так и есть. Как и права в том, что этот результат наглядно показывает: граждане хотят политических перемен. Именно «АдГ» обещает быстрые и понятные решения, связывая наличие проблем с присутствием в стране мигрантов.
Кстати, большая часть избирателей «Альтернативы для Германии» без высшего образования, и это часто представители рабочего класса, позабытые другими партиями.
Более 83,5% избирателей пришли проголосовать на этот раз. Явка стала самой высокой с момента объединения Западной и Восточной Германий, это более 59 миллионов человек.
Разница в голосовании по регионам Западной и Восточной Германии: черным цветом отмечены земли, где лидирует ХДС/ХСС, синим — «АдГ», красным — СДПГ, зеленым — «Зеленые»
https://www.sueddeutsche.de
Как всегда, восточные земли традиционно отдают свои голоса правым популистам («АдГ» — около 34%) и левым (Die Linke — около 13%). И этот результат никого не удивил, цифры были ожидаемыми.
Необычно, однако, что и в западных землях на территории бывшей ФРГ второй по популярности партией, после союза ХДС/ХСС, которые набрали примерно 30% голосов, тоже стала «Альтернатива для Германии» с 18%.
Результат наглядный и кажется понятным. Разница между голосованием западной и восточной Германии, какой бы самоочевидной она не казалась, требует отдельного подробного комментария. Об этом отдельно.
Молодые против стариков, женщины против мужчин
По голосованию видны предпочтения в зависимости от возраста избирателей.
Юные взрослые в возрасте с 18 до 24 лет голосовали так: 26% — «Левые», 21% — «АдГ». Как можно видеть, у молодежи популярнее левые ценности. Проблема в том, что Германия сейчас представляет собой стареющее общество и большая часть избирателей старше 50 лет. Это они голосуют в большинстве за союз ХДС/ХСС (Мерц), за СДПГ (партия Шольца). И только «Альтернатива для Германии» почти одинаково популярна для всех возрастов.
А вот как голосовали женщины: 27% — ХДС/ХСС, 17% — «АдГ», 11% — «Левые».
Среди мужчин лидируют: 29% — ХДС/ХСС, 24% — «АдГ», 15% — СДПГ.
За «Левых» голосовали только 7% мужчин и 11% женщин. Таков тренд во всем мире. По наблюдениям социологов, в «просвещенной» Европе даже среди молодого поколения мужчины выступают за более патриархальные и правые ценности, а молодые женщины — за более левые.
Алис Вайдель («АдГ») уверяет, что люди желают видеть сине-черную коалицию. Но подчеркивает, что партия Мерца не сможет реализовать ни одно из своих предвыборных обещаний, если сейчас создаст коалицию с левыми, то есть с СПД и «Зелеными». Она говорит, что ее партия протягивает руку ХДС/ХСС и готова к примирению, намекая, что они могли бы вместе проводить разумную политику для Германии. По ее словам, союз ХДС/ХСС может эту руку принять. Хотя, конечно, она не ожидает, что это будет возможно при Фридрихе Мерце, и предлагает посмотреть, что принесут следующие несколько лет. Так или иначе, Алис Вайдель осознает партию Мерца как своих союзников, которые будто бы пока стыдятся признать это сходство.
Тем временем будущий канцлер Иоахим-Фридрих Мартин Йозеф Мерц произнес очень откровенную речь по поводу победы:
«С левыми покончено. И теперь, дорогие подруги и друзья, мы снова будем делать политику для большинства населения, для большинства, […] и у которого пока еще все дома, и они могут рассчитывать на то, что мы будем на их стороне, и снова будем делать политику для Германии, а не для каких-нибудь зеленых или левых психов в этом мире».
На этом месте можно было бы подумать, что политика Германии до сих пор была левой. Но это не соответствует действительности. Последнее правительство было правоцентристским, левая партия «Зеленых» последовательно шла на компромисс и ушла настолько, что потеряла собственный электорат.
Мерц — конфликтный, очень богатый, ориентированный на бизнес и сугубо на национальные интересы, не очень договороспособный человек на посту канцлера. Своего рода Трамп, только на немецкий манер. Так что не прячем попкорн.
https://www.parteibedarf.de
Эти два плаката на улицах Берлина висели рядом. На одном стояло: «Следующий мудак станет канцлером». А на другом: «Следующий канцлер — мудак»
Предвыборные плакаты небольшой и веселой партии под названием «Партия» (die Partei), которая славна тем, что высмеивает всех и вся. Их сатира обычно на грани, но они как-то справляются и выживают после подаваемых на нее заявлений со стороны обиженных политиков.
В аннотации к плакатам написано: «Не можете решить, будет ли следующий канцлер мудаком или следующий мудак станет канцлером? Мы тоже не можем!»
О (не)предсказуемости
По результатам опросов видно, что в ходе избирательной кампании практически ни одной партии не удалось заполучить дополнительных избирателей, разве что СДПГ потеряла голоса. Однако в целом хорошо набрали голоса «АдГ» и «Левые». Скорее всего, это произошло потому, что обе партии придерживались своей собственной повестки.
Пока ХДС/ХСС пытались перетащить к себе сторонников «АдГ», а СДПГ тоже вышла за пределы своих классических тем,
«АдГ» и«Левые» продолжали говорить о своем, выглядели последовательно в глазах своих изначальных сторонников и привлекли на свою сторону новых людей именно в силу ясности своих позиций.
Это в конечном итоге принесло этим партиям заметные плоды. «Левым» в особенности, ведь они еще пару месяцев назад, судя по опросам, были не в состоянии преодолеть пятипроцентный барьер.
Во время дебатов 29 января по поводу политики предоставления убежища по предложению ХДС/ХСС, которую поддержала «Альтернатива для Германии», лидер «Левых» Хайди Райхиннек заняла жесткую позицию по отношению к Фридриху Мерцу и его сторонникам. «Ваши предложения абсолютно ничего не изменят в ситуации с безопасностью в стране, за исключением мигрантов», — заявила она.
Райхиннек очень жестко раскритиковала христианско-демократическую партию за готовность объединиться с правыми экстремистами в лице «АдГ». Она напомнила, что дискуссия происходит буквально через два дня после Дня освобождения Освенцима, и указала, что «АдГ» сейчас продолжает именно ту идеологию, которая тогда привела к трагедии. Мерц покинул зал заседаний, отказавшись ее слушать, но речь Райхиннек завирусилась в социальных сетях. Ролик набрал более 29 миллионов просмотров и, как теперь видно, повлиял на исход выборов, обеспечив партии места в Бундестаге.
Хайди Райхиннек также обращалась к квир-персонам, говорила и в Бундестаге, и в тиктоке о печально знаменитом параграфе 218 Уголовного кодекса Германии, в котором идет речь о криминализации абортов, до сих пор не решенная проблема с многолетней историей дискуссий по-прежнему актуальна, особенно для молодых женщин. Активная позиция по этому вопросу, разумеется, не оставила молодых избирательниц и избирателей равнодушными.
«АдГ» во главе с Алис Вайдель давно активно использует соцсети, тут все было в рамках предсказуемости. Следует, правда, отметить посещение партийной встречи Илоном Маском — это было эффектно и хорошо зашло в соцсетях. Конечно, в Германии большинство избирателей значительно старше типичных пользователей «ТикТока» или «Инстаграма», однако партии с хорошим СММ в динамике добиваются больших успехов, чем тем, кто ставит на традиционные СМИ.
«АдГ» удвоила число своих избирателей за счет молодежи, особенно мужчин, а «Левые» прошли в Бундестаг, сумев привлечь тех, кто моложе 25 лет.
Оставляя пока эту тему, которая нуждается в подробном дальнейшем анализе, позволю себе указать на то, что «Левые» — единственная партия, которая вслух оповещает общество об опасности объединения с правыми экстремистами, к которым относится «АдГ». И напоминает о готовности партии Мерца пасть в объятия крайне правых. Тем более что Алис Вайдель продолжает заявлять о своей готовности к объединению и о том, что она всех ждет с как раз с этими самыми распростертыми объятиями.
И ХДС/ХСС, и «АдГ» против возможности получения немецкого гражданства в качестве второго. И те, и другие воздержались по поводу увеличения минимальной зарплаты. И те, и другие выступают за введение годичной обязательной службы для молодых людей, разве что «АдГ» хочет восстановить обязательную военную службу и отвергает чисто социальный обязательный год, а ХДС/ХСС пока вроде согласны и на это. И те, и другие за ограничение выплат для тех, кто никак не может найти себе работу. И те, и другие не согласны ограничивать скорость на автобанах. И те, и другие сходятся в вопросах предоставления убежища: по возможности никого не пускать уже на границе. Аналогичное единение мы видим по поводу автоматического распознавания лиц… Возможно, Алис Вайдель права: их коалиция с Мерцем действительно была бы логичной.
Многие выдохнули с облегчением по поводу проигрыша «АдГ». Однако в Германии система не похожая на двухпартийную американскую. По немецким меркам «Альтернатива для Германии» приобрела исключительно сильную позицию в очень слабом парламенте. Вроде бы радуешься, видя разноцветные картинки с черным, красным, синим, зеленым и розовым цветами. Хочется представлять, что немецкая политика имеет много разных цветов и лиц. Однако стоит напомнить, что если смешать черный, красный и синий цвета — выйдет коричневый. И совсем недавно одно голосование по вопросу миграции показало, что надо быть начеку.
По некоторым существенным вопросам немецкие правые и ультраправые легко находят общий язык. Не только предвыборные, но и победные лозунги у них очень похожие. Так что не обольщаемся, а внимательно наблюдаем.