Споры вокруг закона о торговле разгорелись с новой силой. К сожалению, предлагаемые авторами закона положения не просто спорны, они являются ярким примером того, как принимаются решения, основанные не на реальных фактах, а на мифах, активно лоббируемых заинтересованными сторонами, без оценки последствий для экономики страны в целом. Торговля – комплексный и системообразующий сектор, степень развития которого является одним из определяющих факторов конкурентоспособности национальной экономики. Нельзя построить современную индустриальную экономику, не имея эффективной и конкурентоспособной товаропроводящей инфраструктуры, которая обеспечивает доступ населения к качественным товарам и услугам. Более того, торговля в России обеспечивает почти десятую часть поступлений в бюджет, привлекает более четверти всех инвестиций, обеспечивает рабочими местами 17% занятого в экономике населения и создает более 70% доходов в малом бизнесе. Именно поэтому этот сектор является центром противоречий интересов различных групп влияния, в том числе: государства, населения, производителей продукции (поставщиков) и собственно торгового бизнеса (инвесторов). Определяя политику в области торговли, необходимо обеспечивать баланс этих интересов. Государство заинтересованно в том, чтобы торговля как отрасль обеспечивала максимальный вклад в экономику, поступления в бюджет, создавала качественные рабочие места. Население заинтересованно в физической и ценовой доступности качественных и безопасных товаров. Поставщики заинтересованы в эффективной товаропроводящей сети, которая позволят им достичь целевых потребителей и сделать это экономически эффективно. Инвесторы и предприниматели – хотят создать бизнес, прибыльный бизнес с растущей стоимостью. В процессе разработки Стратегии торговли в РФ, аналитики пришли к следующим выводам: • Текущий уровень развития торговли в России, за исключением ряда крупнейших регионов, существенно отстает от развитых стран, что является критичным фактором, сдерживающим рост экономики. Более того, наиболее значимым является то, насколько мы будем обеспечены именно современными торговыми форматами, которые позволяют качественно обслуживать население, обеспечивать дистрибуцию значительных объемов товаров для поставщиков, создавать качественные рабочие места и исправно платить налоги в бюджет. Для того чтобы достигнуть уровня, сопоставимого с Польшей, нам еще предстоит увеличить обеспеченность современными торговыми форматами почти в два раза, а чтобы достигнуть уровня Португалии – более чем в 3 раза. При этом попытки сдерживать развитие современных торговых форматов приводит к монополии и, как следствие, росту цен для потребителей. • Информация о сверхприбылях торговли – не более чем миф. В портфеле торговой компании всегда есть продукты с более высокой маржой, и те, которые приносят убытки. При этом средняя рентабельность (чистая прибыль) предприятий оптовой торговле в России в среднем составляет около 1,3% (более 180 000 предприятий), а в розничной – 3,2% (более 80 000 предприятий). Информация об угрозе иностранных торговых сетей для российских предпринимателей также не подтверждается фактами. Доля иностранных торговых сетей в России сегодня не превышает 6% в продовольственных товарах и 2% в непродовольственных. • Опасение по поводу вытеснения малого и среднего бизнеса современными форматами, за исключением крупнейших российских городов, необоснованны, так как текущая доля МСБ в торговле в России, по данным Росстата, в 2 – 3 раза превосходит показатели развитых стран. • Уровень консолидации отрасли в торговле в 3 – 5 раз ниже уровня развитых стран, что не позволяет отрасли эффективно реализовывать эффект масштаба и обеспечивать низкие цены для потребителей и приемлемые издержки для поставщиков. • Географическая удаленность и диспропорции в развитии российских регионов не позволяют обеспечить инвестиционную привлекательность отдельных территорий, что требует дополнительных мер государственной поддержки. • Поддержка малого и среднего бизнеса должна осуществляться не за счет сдерживания развития современных торговых сетей, а посредством поддержки малых предприятий, в том числе создания сбытовых и закупочных кооперативов. • В развитых странах торговля является одним из ключевых факторов влияния на конкурентоспособность отечественных производителей, так как современные форматы формируют новые требования к качеству и эффективности бизнеса поставщиков. Международный опыт показывает, что попытки применения жесткого государственного регулирования торговли привели ровно к противоположным декларируемым целям результатам. При этом в тех странах, где современные формы торговли получили широкое развитие, ключевые игроки смогли создать достаточный масштаб операций. Кроме того, были созданы условия, когда за счет высокой конкуренции между эффективными торговыми предприятиями были обеспечены: высокое качество услуг и доступные цены для потребителей, а также эффективная дистрибуция для поставщиков. Учитывая, что российская торговля находится на ранней стадии развития, необдуманные действия законодателей могут привести к весьма негативным последствиям. Уже сегодня существуют около 600 федеральных и региональных нормативных актов, которые связаны с регулированием торговли и, в ряде случаев, противоречат друг другу. Несмотря на заявляемые благие цели, в попытках навязать жесткое регулирование торговых сетей, мы можем прийти к противоположным результатам, в том числе: • Снижению инвестиционной привлекательности торговли и, как следствию, – сохранению доминирования неэффективных устаревших форматов, низкой производительности и прозрачности, неэффективной дистрибуции. • Стремлению контролировать наценки, вместо создания специальных социальных магазинов для определенных категорий потребителей и, как следствию, – росту цен, так как сети будут вынуждены компенсировать свои убытки. • Росту корпоративной коррупции в торговых предприятиях, вследствие отмены легальных листингов и повышения барьеров на вход для новых инновационных продуктов. • Сокращению потенциала создания стоимости национальными производителями, и, как следствие, – снижению их инвестиционной привлекательности в результате вытеснения с прилавков торговых марок национальных производителей и замещению их private label. Аналитики основывали свои выводы и рекомендации исключительно на фактах, полученных из уважаемых и официальных источников, а также на анализе опыта государственного регулирования торговли в других странах.