Их будет пять | Только для местных | Временный выигрыш | Новые площадки, старые фокусы

Если бороться с коррупцией чисто административными мерами, то и результат получится не настоящий, а административный. С 24 августа вступили в силу нормы второго «антимонопольного пакета», разработанного в Федеральной антимонопольной службе. Помимо различных изменений в правилах конкуренции, поправки практически окончательно сформировали и законодательную базу для проведения электронных торгов. «Это будет что-то умопомрачительное», – потирает руки в предвкушении веселья глава ФАС Игорь Артемьев. Например, на электронных площадках чиновники, размещающие заказ, не будут знать, кто пришел на тендер, так как имена торгующихся компаний им площадка не покажет. Но есть сомнения, что Артемьеву дадут повеселиться по-настоящему. Два месяца назад ФАС выбрала три электронные площадки, через которые с 1 января 2010 г. должен проходить весь оборот госзакупок. Важное дело доверили уже некоторое время работавшим закупочным сайтам правительства Москвы и правительства Татарстана, а также специально созданной площадке на базе Сбербанка. Прошло уже почти два месяца, как эти сайты начали примеривать на себя статус главных закупочных площадок страны. Но ношу эту они явно не осиливают и спросом у госзаказчиков не пользуются. А болезни сайта zakupki.gov.ru, где сейчас располагаются объявления госзаказчиков о тендерах и аукционах, плавно перекочевали и на новые электронные ресурсы.

ИХ БУДЕТ ПЯТЬ


ФАС разработала действительно революционные правила, считает Артемьев. На электронном аукционе заказчик не будет знать компаний, с которыми торгуется, вплоть до завершения аукциона – они будут зашифрованы. Только после того, как определится победитель, заказчик узнает, кто предложил лучший вариант. Неизвестность будет проблемой для заказчиков, уверен глава ФАС, ведь «у нас же все торги начинаются просто со сговора государственного чиновника-заказчика и конкретной компании». Конфиденциальность ФАС считает основным системным решением проблемы и своей главной победой. По словам Артемьева, чиновники будут бороться с этой нормой, а в следующем году, когда площадки заработают в полную силу, начнутся столкновения с потенциальными исполнителями. Так, заказчики, сговорившись с нужным контрагентом, часто принимаются угрожать другим компаниям, чтобы они не приходили на тендер. На таких чиновников Артемьев обещает найти управу, как и на электронные площадки, преждевременно информирующие заказчика об участниках аукциона. В России уже появилось немало электронных площадок, куда начали мигрировать и госзаказчики, вынужденные закупаться через интернет. Однако ФАС решила, что за всеми уследить сложно, и ограничила число «правильных» площадок тремя. Это московская «Единая электронная площадка», «Система электронных торгов» на базе электронной закупочной площадки Татарстана и автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ», и вовсе созданная специально под это решение. Правительство утвердило выбор ФАС 1 июня, а осенью к списку площадок добавятся еще две. Впрочем, и те, что работают сейчас, работают не совсем так, как хочется Артемьеву.

ТОЛЬКО ДЛЯ МЕСТНЫХ


Закупочный сайт, разработанный «Сбербанком», на браузер Firefox среагировал строго: вместо электронной площадки – совет сменить браузер. Тем, кто пользуется стандартным Internet Explorer, тоже не сильно повезет. В объявленных аукционах можно наткнуться разве что на предложение заняться внутренней отделкой поликлиники, стационара и административного здания Федерального центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения. Он был создан в Перми примерно в то же время, когда заработала площадка. В реестре заказчиков всего десять имен, среди которых ФАС, а также сама площадка «Сбербанк – Автоматизированная система торгов». Из завершенных контрактов – только поставка жестких дисков для МГИМО на 1,47 млн рублей. Еще один аукцион – тоже поставка компьютерных комплектующих, только уже для ФМС по Пермскому краю, – признан не состоявшимся. На «Единой электронной площадке» дела идут поживее. Торгов там проводят много, но почти все заказчики представляют правительство Москвы. То есть площадка как работала на московские власти, так и работает, не привлекая заказов у федеральных структур или в других регионах. На сайте электронных торгов Татарстана – тоже торги заказчиков из республики. Единственный «внешний» лот – покупка годовалого микроавтобуса Hyundai для Минздравсоцразвития – стоит под знаком «тест». Но в любом случае развернуться заказчикам и исполнителям есть где: при средней цене такой машины в 800 000 руб. начальная цена объявлена в 1,05 млн.

ВРЕМЕННЫЙ ВЫИГРЫШ


Пока у заказчиков есть право выбора, они стараются пользоваться услугами частных электронных площадок. Так, управление госзаказа Минобороны вышло на контакт с четырьмя площадками – «B2B», «Фабрикант», «Единые торговые системы» и «ЕЭТП – Единая электронная торговая площадка», – где провело аукционы на поставку пищевых продуктов и канцелярских принадлежностей. На «Фабриканте» управление разместило 56 лотов на сумму почти 17 млн руб., и сэкономить получилось больше 38% от начальных цен. Поэтому пока Минобороны пренебрегло рекомендованной московской площадкой. Гендиректор «Фабриканта» Дмитрий Мишутин кует железо, пока горячо, и критикует выбранные ФАС системы торгов за «сырость». Не всем понятен порядок регистрации участников, а незарегистрированные пользователи не могут ознакомиться с тендерами. Есть и другие минусы: например, в «Системе электронных торгов» Татарстана принимаются только электронные цифровые подписи, полученные в удостоверяющем центре «Такснет» (расположен в Казани), другие ЭЦП отсекаются. Мишутин считает, что нужно разработать внятные требования к электронным торговым площадкам и допускать к размещению госзаказа всех, кто им соответствует, а не выбирать сайты «в ручном режиме». Ограничением в три или даже пять сайтов недовольны и руководители других частных площадок.

НОВЫЕ ПЛОЩАДКИ, СТАРЫЕ ФОКУСЫ


Трудности трех выбранных ФАС ресурсов – это проблемы роста, считает генеральный директор «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов. Ну, а пока все по старинке, констатируют участники конкурсов. Самые привлекательные тендеры заказчики не хотят отправлять на электронные площадки. Ведь надо сначала перестроиться и научиться работать по новой системе. Впрочем, первые успехи уже есть. Так, пресловутые нули вместо букв «о», за которые Дмитрий Медведев отчитывал чиновников, уже плавно перекочевали на сайт Единой электронной торговой площадки. Скажем, в заголовке аукциона, запланированного на 14 июля 2009 г., можно было прочесть: «Государственное Учреждение Гер0нтопсихиатрический Центр Милосердия». То есть на торги попадут только те, кто знает о неправильном написании, ну или просто случайно заметит аукцион. К тому же поучаствовать в торгах «гер0нтопсихиатрического центра» можно только после регистрации на сайте муниципальных закупок Москвы tender.mos.ru, что нарушает требования закона. Как бы ни мечтал Игорь Артемьев побороть коррупцию административными мерами, это не выйдет. Разберется ФАС с «ноликами» и гордо доложит о наказании виновных – найдутся другие способы обойти систему, которые техническими средствами не выловишь. Рассуждения о том, что анонимность участников поставит коррупции заслон, также наивны: исполнитель может подавать заказчику сигналы и в самих условиях своей заявки. И сколько будет официально аттестованных площадок – три, пять или пятьдесят – здесь уже не так важно. Разве что сойдет для тестового режима. Но дальше все равно надо будет бороться с источниками коррупции, а принудительное ограничение конкуренции этому обычно не помогает.