о ситуации на госпредприятиях:
С одной стороны, публично было заявлено, что ряд предприятий по достаточно большому списку получат государственную финансовую поддержку. С другой стороны, было заявлено о том, что уже предприняли финансовую поддержку. Затем сказали, что целому ряду предприятий будет упрощен доступ к кредитам. Была снижена кредитная ставка как со стороны госбанков, так и со стороны коммерческих банков, получающих помощь государства. С третьей стороны, с начала лета активно включалась в систему погашения задолженности по заработной плате прокуратура и так называемая властная вертикаль в лице губернаторов.
Если эти усилия оценить к настоящему моменту, то ситуация следующая. С одной стороны, властная вертикаль в лице прокуратуры и губернаторов существенно повлияла на снижение объема задолженности по заработной плате, потому что в принципе в течение лета она снизилась процентов на 25. И здесь существенная роль государства. С другой стороны, тема доступа предприятий к дешевым кредитам остается проблемной. Взять кредит под вменяемый процент сейчас очень сложно. Сейчас как раз мы столкнулись с примером, например, в Ростове-на-Дону есть авиапредприятие, где против директора и возбуждалось уголовное дело о невыплате зарплаты, и его пытались дисквалифицировать. При этом профсоюзные организации и трудовой коллектив собирают подписи в его поддержку. Проблема в том, что предприятию не дают кредит. И коммерческие банки, и структура государственной поддержки, включая Сбербанк. При том, что предприятие работает на оборонку.
Если вы помните, начиная с весны и летом были проблемы на военных судоремонтных предприятиях, в Приморье и на Севере – Мурманск и так далее. Предприятия, работающие на гособоронзаказах – там проблема в финансировании со стороны Минфина. Получается следующая ситуация. Усилия, связанные с административным ресурсом, реализованы достаточно полномасштабно. А те вещи, которые связаны с организацией доступа предприятий к дешевым кредитам, с этим проблема. До этого их было взять проще, потому что в стране не было экономического кризиса. А сейчас получается ситуация, когда и коммерческие, и полугосударственные а-ля Сбербанк так же зажимают деньги, как и зажимали. Кому то удалось, здесь яркий пример – «АвтоВАЗ». Но количество таких предприятий не так велико. И это опять-таки такие экономические гиганты. А вот предприятия среднего уровня, они как были в проблемной ситуации, так и остались.
Это вопрос, который не относится к силовым методам разрешения. Экономические проблемы нельзя до конца разрешить силой. Когда директора арестовали за то, что он не платил рабочим, выцыганивая деньги – такое тоже бывает. Но вопрос заключается в том, что предприятие само и не получило тем не менее эту поддержку. Это совершенно не спасло от экономических проблем, даже такая попытка вымогательства. В этом смысле ситуация в общем очень нехорошая, и в дальнейшем [такое] будет происходить.
Точечный метод, по отдельным точкам. А если проблемы волнообразные, то они неразрешимые. Наиболее кризисные пытаются разруливать. А-ля «Русский Вольфрам» и так далее. А такие волнообразные – они как были, так и остаются.
Системное решение есть – финансовые банковские структуры, которые занимаются кредитованием предприятий, они должны быть понуждены к уменьшению ставки кредитов и возможности для предприятий получения более дешевых кредитов. Для чего получают деньги банки? Зачем тогда нужна поддержка банков, которые не работают на экономику? Я ссылался на пример авиационного предприятия в Ростове-на-Дону. Там коммерческие банки хотели, чтобы возврат осуществлялся ежеквартально. А там предприятие с циклом в год. Оно не может вернуть ежеквартально, поскольку у него физически не будет через квартал этих денег. Очевидно, тут бы могли помочь гарантии государства, в случае, если предприятие работает на оборонку. Этого нет. И процесс получения гарантий затруднен и забюрократизирован.
Проблемных предприятий много по стране, в самых разных регионах. Например, Кировская область, завод «Молот», тот же «Ижавто». Сейчас много говорилось по «АвтоВАЗу», который при всех своих проблемах работников не сокращает. А «Ижавто» сокращает, и там вообще такое впечатление, что они просто прекращают функционировать, сократили несколько тысяч человек. В Саратовской области завод АИТ, который производит аккумуляторы. Он частный, но работал на РЖД. Были приостановки работы в Башкирии в городе Салават на предприятии «Термостеп», но там вроде бы начали возвращать долги по зарплате. Большое количество компаний среднего и ниже среднего уровня. Кронштадтский морской завод, Ярославский ГОК в Приморье.
Наличествует общая проблема, связанная не с промышленными предприятиями, а с бюджетниками – это заявление руководства правительства, что в следующем году не будет индексироваться зарплата бюджетникам. Причем формально это нарушение закона. В ТК записана ежегодная индексация в размере инфляции. Но там утверждается что, мол, мы вам, ребята, проиндексировали все вперед. Звучит анекдотически: откуда они могли знать, какая будет инфляция?
О протестной активности можно будет судить только по итогам сентября – октября. Когда люди выйдут из отпусков и попытаются начать работать. У нас идет мониторинг внутренний по активности. За последнюю неделю таких конфликтов практически нет. Но в общем, если брать лето, протесты никуда не делись.