Новость о том, что ФАСудовлетворила заявку МТС на приобретение 100% акций «Метро-Телеком», может испугать некоторых абонентов. Действительно «Метро-Телеком» обладает эксклюзивными правами на монтаж объектов связи в московском метро, а значит, по идее, покупая эту компанию, МТС получает конкурентное преимущество, а «ВымпелКом» и «Мегафон» оказываются в числе проигравших. Не говоря уже об опасениях, что МТС теперь может стать монополистом в метро, «выдавив» конкурентов из-под земли. На самом деле все, конечно, далеко не так драматично и страшно, как может показаться, и, конечно, абоненты, спустившись на эскалаторе в метро, не окажутся вне зоны действия сетей «Вымпелкома» и «Мегафона».

Во-первых

, «Метро-Телеком» вовсе не является монополистом и единоличным владельцем оптоволоконных каналов связи в метро (есть еще, к примеру, «Макомнет»).

Во-вторых

, договоренности сотовых операторов о предоставлении услуг связи в столичной подземке имеют долгосрочный характер, и о какой-либо дискриминации абонентов по операторскому признаку в ближайшие годы даже теоретически не может быть и речи.

В-третьих

, борьба за московскую подземку в общих чертах уже завершена. Покрытие «Вымпелкома» уже обеспечено на 90% станций, а у МТС и «Мегафона» охват близится к стопроцентному, разве что за исключением самых новых станций Арбатско-Покровской ветки. О конкурентных преимуществах МТС в подземке можно было говорить в начале 2000-х, когда оператор сильно опережал своих конкурентов, обеспечивая несравнимо большее покрытие, в то время как сети «Мегафона» и «Вымпелкома» работали лишь на редких станциях. В настоящий же момент большинство абонентов не почувствует какой-либо разницы в использовании сотового телефона в столичном метрополитене при переходе от оператора к оператору.

В-четвертых

, к вопросу о конкурентных преимуществах. Можно предположить, что приобретение «Метро-телеком» теоретически позволит МТС быстрее развивать сети третьего поколения в метро. Даже если и так, бизнес-перспективы 3G в метро в текущих условиях далеко не очевидны. Прежде всего, в метро не так много активных пользователей мобильного интернета, тем более таких, кому нужны высокие скорости в мобильных телефонах – тех, кому нужно проверить почту или почитать новости, вполне устроит GPRS или EDGE. И потом, в нашей весьма непростой криминогенной обстановке далеко не всякий решается доставать в метро какой-нибудь новый коммуникатор, игрушку за 20–30 тысяч рублей. Так что, возможно, операторам и не нужно будет стремиться (по крайней мере, в ближайшее время) к повсеместному охвату станций сетями 3G, а ограничиться лишь наиболее важными транспортными узлами. Другое дело, что владение компанией «Метро-Телеком» позволит МТС приблизиться к открытию собственных центров обслуживания абонентов на станциях с наибольшим пассажиропотоком, однако об этих планах всерьез говорить пока слишком рано. Так что в любом случае не приходится обсуждать возможность обострения конкурентной борьбы и получении МТС весомых конкурентных преимуществ, которые могли бы способствовать заметному перераспределению рыночных долей. На мой взгляд, для нового витка конкурентной борьбы на московском рынке сотовой связи не хватает четвертого оператора, который бы выступал в роли дискаунтера, как это делает в Санкт-Петербурге Tele2.