В

последнее время новостные ленты наводнены сообщениями на тему «Как государство защищает бизнес и борется с проверяющими». Звучит это примерно, как «пчелы борются против меда», потому что «проверяющие» – это и есть государство. Оно не может бороться с самим собой – это был бы суицид. Тем не менее, общественность гудит, что теперь государство перестанет кошмарить (мочить в сортире, давить и т.д.) бизнес. Активная законотворческая деятельность в этой сфере началась в декабре 2008 года и не утихает до сих пор. И бизнесмены действительно уверовали, что теперь их перестали кошмарить. Некоторые даже считают, что теперь визит контролирующих органов – нонсенс. Поэтому проверки (которые, конечно, никуда не денутся) становятся для них еще более неприятной неожиданностью. Казалось бы, если всех «кошмарщиков» победили еще в декабре 2008 года (о чем с пафосом писали тогда многие СМИ), то с кем же продолжали бороться весь 2009-й и в начале 2010-го? Видимо, с ведьмами? От такого обилия ярких статей про новую сладкую жизнь бизнеса уже давно рябит в глазах. Видимо, именно поэтому действительно значимое событие прошло практически незамеченным. 9 апреля 2010 начальник ГУВД Москвы генерал-майор Владимир Колокольцев в рамках реформирования московской милиции принял решение об упразднении подразделений милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства. Да, да, мы теперь не только декларируем борьбу, но и на деле доказываем желание сократить количество проверок, – упраздняя целое подразделение милиции. Конечно, если читать между строк, очевидно, что «количество проверок бизнеса» это не сократит. Количество проверок, которое проводил отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка (около 100 сотрудников), – это капля в море всех проверок бизнеса. Просто проверки эти будут осуществляться другими органами. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ, к компетенции должностных лиц органов внутренних дел отнесены такие правонарушения в сфере защиты прав потребителей, как нарушение прав или обман потребителей, продажа контрафактной продукции, неприменение кассовых аппаратов. Причем по всем указанным статьям наравне с сотрудниками милиции протоколы вправе были составлять и должностные лица Роспотребнадзора либо сотрудники налоговой инспекции по кассовым аппаратам. Любопытно, что в сложных ситуациях в судах такие дела рассматривались практически всегда уже с участием представителей Роспотребнадзора. Поэтому проверять бизнес меньше не станут. Однако важно, что проверять будут не сотрудники милиции. Хотя расформированные подразделения ГУВД относились к милиции общественной безопасности и не имели права вести оперативно-розыскную деятельность (в отличие от отделений по борьбе с экономической преступностью или отделом налоговых преступлений), мало кто из бизнесменов понимал эту тонкую грань. «Пришла милиция» – гораздо более понятно нашему человеку, чем «пришли представители подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере чего-то там». И сотрудники расформированного подразделения активно пользовались этим незнанием: давили на бизнесменов, угрожали возбуждением уголовных дел. Более того, много раз говорилось о фактах, когда милиционеры использовали псевдопостановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Не нарушая при этом закон, но оказывая воздействие на предпринимателей с вполне понятными целями. Поэтому отказ от выявления правонарушений – действительно серьезный шаг московской милиции в деле ограничения неправомерных проверок бизнеса, а также в деле ребрендинга МВД, начатого недавно с подачи президента. Действительно, выявлять административные правонарушения сподручнее Роспотребнадзору. А милиция должна заниматься серьезными делами, и не давать кому-либо паразитировать на звании «милиционер» в мелких придирках к торговым точкам. Браво, Владимир Александрович, это действительно достойное решение! И не каждый поймет, насколько трудно вам было решиться на него. Однако если вернуться к теме борьбы с «закошмариванием» бизнеса, – то данное решение, как и большинство предыдущих, ничуть не снизит риски бизнесменов. Ведь наиболее опасными для компаний всегда являлись проверки налоговых инспекций и оперативных подразделений МВД, а отнюдь не выявление административных правонарушений. А ОБЭП и ОНП по-прежнему рыщут в поисках жертв, и их права никто не ограничивал. Поэтому поздравить магазины с тем, что милиционеры будут приходить реже, – безусловно, можно. Но сможет ли бизнес спать спокойно? Вряд ли. Те, кого заподозрят в уклонении от уплаты налогов, ведении незаконной предпринимательской деятельности и других преступлениях, – по-прежнему остаются объектами проверок оперативников МВД. И быть может, роспуск одного подразделения даже потребует усиления активности другого. Ведь планы и нормативы никто не отменял.