Когда читаешь предложения Нургалива, понимаешь, что очень многое – это просто прямые цитаты из предложений правозащитников. И это, конечно, не может не радовать. Но когда углубляешься в подробности, оказывается, что все эти цитаты – только отдельные, случайные отрывки из того доклада, который мы им передали, и в такой форме они оказываются просто бессмысленными. Рассмотрим на простом примере.

Нургалиев, как мы и предлагали, хочет повысить зарплату в три раза. Очень хорошо. Но у нас это подразумевало сокращение втрое и численности сотрудников. Ведь именно такое сокращение приведет общее число милиционеров к тем стандартам, которые приняты в странах западной демократии. А если сокращать на 20% – откуда тогда деньги на увеличение зарплат? Бюджет уже сверстан, там таких денег нет, это ведь немалые средства. Да и в конце концов, мы, налогоплательщики, готовы взять на себя такую ношу? Нас никто не спросил.

Не надо забывать, что мы предлагали сокращение численности втрое не просто так, это необходимо для того, чтобы ведомство работало эффективно. Под моими окнами постоянно стоит сотрудник ГИБДД – дорога пустая, тихая, никаких аварий там никогда не было и не будет. Но он стоит и ловит тех, кто пересечет двойную сплошную. И вот такими вот делами и будут заниматься милиционеры до тех пор, пока их численность не будет соответствовать реальным потребностям, надо же им искать себе занятие.

Но сама по себе численность – это только один вопрос, важно еще и то, кто, как и по каким критериям будет проводить сокращение. Сегодня мы видим, что проводить реформу собирается то же самое министерство, которое и реформируется. Эта попытка вытянуть себя за волосы обречена на неудачу. Ни для кого не секрет, что министерство повязано коррупцией и круговой порукой сверху донизу, поэтому если поручить тому же ведомству сокращение штатов, то в итоге из системы будут изгонять только тех, кто в нее не вписывается, а это как раз самые лучшие люди.

Когда мы через Эллу Памфилову передавали свой доклад в Администрацию президента, мы предлагали, чтобы реформой занимался совет при президенте. Тогда в него могли бы войти депутаты, члены Общественной палаты, эксперты, правозащитники, а президент выполнял бы политическое руководство. На самом деле довольно многие люди, даже среди депутатов «Единой России» и «Справедливой России» предлагают смелые и правильные вещи, понимая что без радикальной реформы не разрубить этот гордиев узел. Но из Администрации президента нам ответили, что у них нет полномочий на формирование такого совета и это дело министерства. Мне кажется, что это лукавство – когда надо, Администрация расширяет свой мандат до небывало широкого спектра.

Реформа МВД изнутри не получится уже хотя бы потому, что есть вещи, которые можно сделать только на более высоком уровне. Скажем, значительную часть функций министерства надо просто передать другим организациям или даже частным компаниям. Это не дело, когда у нас МВД занимается всем, включая выдачу паспортов, регистрацию автомобилей, выдачу водительских прав. Во-первых, МВД с этим справляется плохо, просто потому что это не их профиль, а во-вторых, эти области тоже оказываются коррумпированными, как и все министерство.

Кроме того, те функции, которые сейчас выполняет Служба собственной безопасности МВД, должны быть выведены из структуры министерства и подчиняться напрямую президенту. Точно так же, как Следственный комитет прокуратуры стал отдельной структурой, так и эта служба должна проводить внутренние расследования внутри МВД, будучи независимой от того же самого министерства.

А некоторые функции нынешнего МВД необходимо даже не передавать, а просто отменить. Вот чем, например, у нас занимается центр «Э»? Ловит террористов и экстремистов? Этим они как раз занимаются мало, в основном они следят за оппозиционерами и правозащитниками, которые, кстати, совершенно от них не скрываются. За ними-то проще ходить, чем ловить в горах террористов или бороться с нацистскими группировками.

Всех этих важных шагов в словах министра Нургалиева не обозначено, поэтому в его реформу я решительно не верю.