Питер Тиль

Питер Тиль

«Zero to One: Notes on Startups, or How to Build the Future» («От нуля к единице: Записки о стартапах, или Как построить будущее») – это не первый писательский опыт Питера Тиля, 46-летнего миллиардера, основателя PayPal и соинвестора Facebook: в 1995 году он был соавтором «Мифа многообразия» – книги о вреде политкорректности для образования в отдельно взятом Стэнфорде и вообще в академических кругах. С тех пор прошло почти 20 лет, и на этот раз Тиль решил высказаться зараз по гораздо более широкому кругу вопросов: речь идет не только о его предпринимательском и инвесторском опыте, но и о законах, которые одинаково применимы и к бизнесу, и к будущему человечества, тем паче что эти две темы неотделимы друг от друга в представлении автора.

Игра цифр в заголовке означает качественный скачок, выражаясь философски, от ничто к нечто. Вот не было никаких блогов, а потом появилась первая площадка и первые блогеры. Дальше их может наплодиться миллион, все это будет движение от единицы в бесконечность, но то будет лишь горизонтальная эволюция. Вертикальный скачок произойдет, тогда появятся социальные сети, например. Искренне восторгаясь самим моментом появления принципиально новых, «свежих и странных» вещей и явлений, Тиль призывает читателя никогда не копировать чужие идеи: «Новый Билл Гейтс построит не операционную систему. Новый Ларри Пейдж или Сергей Брин сделают не поисковик. Новый Марк Цукерберг создаст не социальную сеть. Если вы копируете их, вы ничему у них не учитесь».

Авиакомпании соревнуются между собой, но «Гугл» стоит особняком. В экономике используются две упрощенные модели, чтобы объяснить разницу между ними: идеальная конкуренция и монополия. Первая приводит к тому, что все фирмы продают по рыночной цене и рано или поздно все сравняются, в долгой перспективе при идеальной конкуренции компании не создают экономической прибыли. Суть конкуренции в том, что рынок наводняет множество компаний, которые не идут на пользу экономике.

Другое дело монополия: она сама назначает цену и продает по той цене и в тех количествах, в каких ее прибыль будет максимальной. Если вы делаете что-то, что никто до вас не делал, и можете делать это лучше других, то у вас есть монополия, а любой бизнес успешен до тех пор, пока он является монополией. Но чем больше вы конкурируете, тем больше становитесь похожи на других. От школьных олимпиад до навязчивых корпоративных гонок, соревнование сводит на нет пользу для человека, компании и всего общества.

Культ конкуренции – это роковой американский миф. На самом деле капитализм не про конкуренцию (потому что она в идеале сводит на нет прибыль), а именно про монополию. Да и не только американский; цитируя Гамлета, Тиль замечает, что великих людей отличает от невеликих то, что первые готовы драться не только за важные вещи (за них любой будет драться), но и за неважные тоже, – и это человеческое свойство Тиль считает роковым для бизнеса: важно не драться с соперниками на очерченном кем-то поле, а отойти в сторонку и создать свое поле, на котором не придется драться, а можно спокойно творить. И монополии, коль скоро они не заняты ожесточенной конкуренцией, могут себе позволить более этичное поведение. «Если вы хотите создать нечто долговечное и ценное, не создавайте очередной неразличимый товарный бизнес».

Тут главное не понять автора превратно. Он оговаривается, что имеются честные монополисты, которым удалось создать уникальный, первый или самый качественный продукт, оставляющий далеко позади конкурентов. Это полная противоположность монополиям, построенным на искусственном дефиците, коррупционных административных ресурсах и всем, с чем мы привыкли сталкиваться. Google – это как раз удобный пример позитивной монополии: компания фактически ни с кем не конкурирует на рынке поисковиков США с начала 2000-х годов, когда она оставила далеко позади Yahoo и Microsoft, и сейчас она обладает 68 процентами поискового рынка США.

Впрочем, тут есть нюансы, и Google намеренно маскирует свою монополистскую позицию: на мировом рекламном рынке компании принадлежит не более 3,4% ($17 млрд), а на мировом потребительском рынке и вовсе 0,24% – со всеми его «андроидами», роботическими машинами и прочим. Конкурентные компании, в свою очередь, тоже врут, стараясь быть лучше, чем они есть на самом деле.

Проблема с конкурентной моделью огромна: в конкурентной борьбе компания сокращает до минимума все траты, включая зарплаты, выжимая из сотрудников максимум, превращая их в невротиков, доводя до депрессий и самоубийств. В монополии все иначе: там есть место и достоинству, и творчеству, и этике. Монополия в итоге дает больше выбора потребителю, добавляя кардинально новые предложения. Имея фору и средства, именно монополия может себе позволить пробовать и вкладываться в инновации, тогда как конкурентные игроки всю энергию тратят на соревнование. Тиль перефразирует классика: «Все счастливые компании разные, каждая создает монополию, решая уникальную проблему. Все несчастные компании одинаковы, они не смогли избежать конкуренции». Вся книга «От нуля к единице» состоит из аналогичных проницательных и контринтуитивных наблюдений, и именно благодаря им ее так приятно читать.

Отдельная глава посвящена тому, как именно можно построить монополию. Например, чтобы давать монопольное преимущество, ваша технология должна быть минимум вдесятеро лучше по самым главным критериям, чем ближайший аналог. Хороший стартап в своем изначальном дизайне должен иметь потенциал для гигантского роста: у Twitter уже 250 миллионов пользователей, и ему не нужно добавлять что-то принципиально новое, чтобы набрать еще столько же. Нельзя начинать с бренда, нужно начинать с сути, особенно если речь идет о технологической компании. И начинайте с очень маленького рынка – на нем легче доминировать. В идеале это должна быть маленькая определенная группа людей, сконцентрированная вместе, которую обслуживает немного конкурентов или вообще ни одного. И не нужно ничего подрывать, не впадайте в раж подрывных технологий – это понятие затерлось, в отчаянных попытках непременно что-нибудь подорвать юные предприниматели только нарываются на неприятности и впадают в грех конкуренции.

Что нас ждет? Тиль описывает четыре взгляда в будущее.