16 января я открыл огородный сезон – отдал 400 рублей за пакетики с семенами, влив тем самым каплю в один из самых доходных бизнесов России. Ежегодный оборот рынка посадочного материала председатель «Союза садоводов Москвы» и главный редактор газеты «Ваши 6 соток» Андрей Туманов в 2009 году оценивал не менее чем в $1 млрд. Ходовой товар этого рынка – семена, клубни, корневища и луковицы цветов, саженцы, крупномеры и черенки. И это только в сегменте огородничества и садоводства. А есть и сегмент городского озеленения, где оборот значительно выше. Так, на III конференции «Ассоциации производителей посадочного материала» говорилось, что в России ежегодно озеленяется 284 000 гектаров, и на посадку и реконструкцию насаждений расходуется $440 млн. И это только, повторю, на древесные и кустарниковые культуры, без цветочной рассады и семян. Эта отрасль – так же, как грибная – является позором России: до 85% саженцев привозится к нам из-за границы, по цветочным луковицам и клубням – до 70%, по семенам – около 30%. Получается, малый бизнес страны – а питомники и семеноводческие хозяйства именно такой бизнес – недобирает минимум полмиллиарда долларов. Очень странно, что за 20 лет свободной экономической деятельности малый бизнес смог так легко уступить иностранцам столь прибыльную нишу. Я не оговорился: к концу 80-х частные питомники и семеноводы накопили многолетний опыт экономической деятельности. Эта сфера деятельности прекрасно себя чувствовала во все, даже самые мрачные, периоды советской власти. На колхозных рынках существовали специальные «закутки», где бизнесмены могли спокойно реализовывать саженцы. В газете «Рекламное приложение» и в специализированных журналах типа «Приусадебное хозяйство» можно было помещать платную рекламу, чем пользовались продавцы семян и прочей рассады. Прекрасно помню первую покупку саженцев. 1983 год, мне было 11 лет. Я нашёл рекламное объявление о продаже розеток ремонтантной клубники сорта «Гора Эверест». Созвонился с продавцом и с мамой поехал к метро «Фили» покупать эту клубнику, по 2 рубля кустик. А соседом по даче у нас тогда был отставник-чекист, он разводил чёрную смородину – 40 сортов. Укоренённый черенок он продавал за рубль, и его скромный питомник в 50–60 кв.м приносил ему до 1 тысячи советских рублей в год. Передовыми бизнесменами в этом сегменте тогда считались прибалты. К ним через Польшу и ГДР поступали новинки из Западной Европы и США, и, помню, в посылочном ящике в 1986 году мне прислали по 5 рублей за кустик саженцы английской малины сорта «Кумбертленд». И вот прибалты, в отличие от россиян, сохранили свои наработки. Сегодня из их питомников к нам идет множество декоративных растений – после кризиса те же литовцы сильно потеснили прежних лидеров – голландцев и немцев. Сыграла свою роль и суровая зима 2007 года, когда 35-градусные морозы в Подмосковье погубили до двух третей декоративных растений, выращенных в Западной Европе, – те на поверку оказались незимостойкими. Знаю один дом на Новорижском шоссе, где в ту зиму было загублено растений примерно на полмиллиона рублей. Да, пессимисты любят ссылаться на то, что в России за годы реформ была загублена опытническая школа по выводу новых сортов растений гибридов, их колористического разнообразия. Но вот что удивительно, самые простые растения – типа снежноягодника, бересклета, боярышника, и т.п., которые правили бал на участках и в советское время, – к нам тоже везут из-за границы. Единственным сегментом, где остались советские сорта и россияне в качестве их разводчиков – плодовые деревья и кустарники. И главная причина этого – низкие отпускные цены на саженцы яблони, крыжовника, малины, смородины и т.п. На Западе просто нет таких цен на плодовые, в отличие от декоративных. Сравните сами: 2-летний саженец яблони стоит 150 рублей, двухлетка смородины – 100 рублей, а 2-летний саженец какого-нибудь сорта можжевельника – от 400 рублей. А ведь все эти культуры занимают примерно одну и ту же площадь земли, требует примерно таких же трудозатрат и дозы удобрений. Получается, как и во многих других российских сегментах экономики отечественный производитель имеет большое конкурентное преимущество именно в самой дешёвой ценовой нише. Но если «Мерседес» или компьютер «Макинтош» мы никогда уже не сможем произвести собственными силами, то почему нельзя вырастить рододендрон – непонятно. У меня есть только одно предположение – леность ума. Дело в том, что сегодня множество культур на Западе выращивается с помощью различных стимуляторов роста и нехитрых приспособлений – типа устройства искусственного тумана в тепличках. Маленьким российским питомникам опять же, как и многим другим отраслям народного хозяйства, не хватает реформаторского, просветительского органа или общественной организации. Ну а потенциальную прибыльность этого бизнеса могут показать простые расчеты. Возьмем, к примеру, саженец яблони. Трудозатраты – вырастить из семени дичок, привить его, а потом в течение 2 лет регулярно поливать, подкармливать и полоть вокруг него сорняки. На 1 кв. м можно спокойно уместить 3–4 растения. Отпускная цена – 50% от продажной, то есть 60–80 рублей. Получается, сотка даст вам 300 растений и доход 20 000 рублей. А ведь у обладателя питомника есть возможность и удвоить, и утроить доход, занявшись чуть более сложным выращиванием саженцев декоративных растений. При этом затраты на делянку – один раз вспахать, потом удобрить и опрыскать средствами защиты растений. Рынок сбыта для саженцев и семян есть, трудолюбивые люди есть, большой, накопленный предыдущими поколениями опыт – тоже. Как всегда в России не хватает какой-то малости. Между тем, отечественные производители посадочного материала могли бы догнать и перегнать пусть не Португалию, но хотя бы Литву.