Выступление на конференции Moscow Times «Итоги года: стратегии российских и международных компаний»:

Год был для всех непростой, поэтому нам есть о чем поговорить. Я хочу рассказать о том, как будет развиваться металлургия в 2010 году. Мы часто говорим о металлургии и вспоминаем о показателях советского периода, где СССР опережал всю планету по «чугуну на душу населения». В экономике России это 17% промышленного производства и 5% ВВП. В потреблении электроэнергии 28% приходится на металлургию, в портфеле грузовых перевозок это 23%. Это потребитель существенного пакета услуг, в том числе естественных монополий.
Металлургия наша достаточно конкурентоспособна: мы на четвертом месте по производству стали, на втором по производству алюминия. Так что мы весьма интегрированы в мировые процессы. Мы видели, в 2008 году индекс упал в металлургии на 5%, но основное влияние мы ощутили в 2009 году. Вы знаете, какие компании пытались реструктурировать свои активы и долговые обязательства, но не всем компаниям давалось это легко: например, компания «Эстар», которая переходила из рук в руки.
То влияние, которое оказал кризис – преждевременно сказать, что оно было преодолено. Что касается алюминия – на лондонской бирже металла [его цена составляет] $2200 за тонну. Еще несколько месяцев назад она была $1300 – это меньше себестоимости даже на самых технологичных предприятиях мира. И если цена так падает, то либо надо приостанавливать, либо реструктурировать деятельность. При этом накопленный объем металла только на лондонской бирже – 4,5 млн тонн. А еще есть накопления в Китае, в портах и т.д. Так что рано говорить о стабилизации, реструктуризация продолжится.
Ожидания от государства – в конце 2008 года огромное количество мер предпринималось государствами для стабилизации ситуации. Россия – не исключение: были списки системообразующих предприятий и также региональные списки у губернаторов. Не хочу вдаваться в эффективность этих мер, но металлурги с этими мерами связывают определенные надежды.
Под руководством Христенко разработан план, стратегия поддержки [отрасли] на 2010 – 2011 годы. Там есть достойные меры, которые могут помочь сохранить конкурентоспособность. Это, прежде всего, проблема моногородов и градообразующих предприятий. По оценке Института региональной политики, там проживает 25% населения и производится около 40% продукции. В плане на 2010 – 2011 год заложено решение проблем моногородов. Эти меры надо принимать достаточно решительно – переселять жителей в другие города, если будет доказано, что предприятие неконкурентоспособно. А это так, потому что огромное количество фондов в цветной и черной металлургии имеют износ больше 45 – 47%, и многие неконкурентоспособны.
Второе: страны «двадцатки» посоветовали друг другу не заниматься протекционизмом. Если вы помните из тридцатых годов – стали разворачивать спираль протекционизма. И к сожалению, это так и сейчас: российская сталь – любимая мишень, и с ней борются. И меры должны быть приняты по снижению тарифных и нетарифных ограничений.
Еще два слова – каковы новые возможности для цветной и вообще металлургии. В стратегии на 2010 – 2011 г. заложены меры по поддержке новой конкурентоспособной продукции – меры, чтобы потреблять меньше электроэнергии и воздействовать меньше на экологию. Мы (Alcoa) подписали с «Роснано» договор по разработке новых методов бурения на шельфе, а также новых металлических конструкций, которые в строительстве (мостостроении, автомобилестроении) будут более экологичными.
Ответы на вопросы:
– Намечалась суперсделка «Северстали», и мы проиграли индийцам. А сейчас это – плюс или минус, что мы проиграли?
– Я не могу говорить за компанию «Северсталь», я там не работаю. Я знаю, что они после реструктуризации и заморозки актива в Северной Америке выходят на прибыльность. Ведущая [группа предприятий] – «Северсталь», «Мечел», «Металлинвест» – они с точки зрения себестоимости производимой продукции конкурентоспособны на глобальном уровне. Что касается европейской черной металлургии – у Arcelor-Mittal тоже не очень хорошая ситуация: они консервировали предприятия, переводили их на дискретный метод работы. Там этот процесс до сих пор не окончен, у них высокая долговая нагрузка. «Северсталь» останется конкурентоспособной с Arcelor-Mittal даже при срыве этой сделки.