Лучшая новость – это отсутствие новостей | Зачем он нужен

Л
УЧШАЯ НОВОСТЬ – ЭТО ОТСУТСТВИЕ НОВОСТЕЙГлавной сенсацией спецмероприятия Apple, прошедшего в среду, 27 января, стало то, что сенсации не получилось. Устройство Apple iPad, показанное Стивом Джобсом на Special Event, оказалось в точности таким, какого ждали: планшетным, то есть тонким (13,4 мм), легким (680 г) бесклавиатурным компьютером с экраном менее 10 дюймов (9,7 в реальности) и с операционной системой, очень похожей на ту, на которой работает iPhone.
Утечек об Apple-«таблетке» было не меньше, чем слухов перед презентацией iPhone, и почти все они подтвердились в точности. Для предсказаний о продуктах Apple это совершенно нехарактерно. Похоже, в этот раз компания успешно использовала контролируемые утечки.
Что-то вроде «таблетки» сегодня точно Apple покажет. Судя по фейкам в Сети, судя по тому, какую информацию сливают партнеры Apple, «планшетному» компьютеру быть.
Конечно, спрос на него и его потребительская ниша будет зависеть от того, какое же именно устройство покажет Стив Джобс, на чем оно будет специализироваться, и сколько будет стоить.
Например, есть версия, что Джобс хочет сделать с издательским делом то же, что он сделал с музыкальной индустрией, – то есть перенести продажи продукции в онлайн. Но при этом не банально продавать PDF-книжки, а создавать своим продуктом у пользователя ощущение хорошего красивого чтения глянцевого журнала, газеты или книги. Это может сильно оживить рынок.
Конечно, электронные ридеры уже есть, у них есть даже ощущение бумаги, но они не производят впечатления на пользователя. У современных «читалок» нет цвета, нехорошие картинки, они медленно перелистывают страницы. А ведь пользователи уже привыкли к мультимедиа, к движущимся картинкам. Очень может быть, что именно эта идея лежит в основе планшетника Apple (правда, тогда будет неясно, чем его контент будет отличаться от обыкновенного сайта).
Я читал, что уже сейчас образовательные учреждения в Америке начинают отказываться от ридера Kindle, поскольку он не вполне удовлетворяет требованиям образовательного контента, и понемногу переходят на iPhone и iPod Touch. Если выдать каждому американскому студенту по «таблетке» Apple и полностью отказаться от печатной продукции, Штаты сэкономят не один лес.
Учитывая давнюю дружбу Apple с образовательными учреждениями США, в которых до 30% компьютеров – это «Маки» (что выше среднего показателя по рынку даже в Америке), такое применение «таблетки» очень вероятно. Хотя это – только одно из ее возможных применений.
Единственное, чего не удалось точно угадать предсказателям, – это стоимость устройства. При разбросе прогнозов от $600 до $1600, цена, названная Стивом Джобсом, приятно удивила. Начиная с марта в рознице США устройство можно будет купить за $499 в минимальной комплектации и за $829 в самой богатой – 64 ГБ памяти и 3G-модуль.
Думаю, «таблетку» сегодня все-таки Apple представит, правда, успех ее будет сомнителен.
Нынешний шум вокруг «таблетки» напоминает бум Tablet PC несколько лет назад, когда Microsoft на всех пресс-конференциях кричал, что вот оно, будущее, компактные компьютеры с рукописным вводом. И где они теперь? На рынке осталось несколько моделей, и те не в лидерах продаж.
Вообще форм-фактор MID (Mobile Internet Device) бесперспективен, поскольку основан не на реальной потребности потребителя, а спущен сверху. На мой взгляд, нет никакой потребительской ниши, которую покрывали бы эти «таблетки» и которая бы не покрывались существующими устройствами.
Если мне нужен в дороге полноценный компьютер, я беру с собой ноутбук. Если мне нужно очень компактное устройство, я возьму коммуникатор или смартфон, они по своим вычислительным и коммуникационным возможностям стремительно приближаются к ноутбукам. Совершенно непонятно, как объяснить потребителю, почему он должен в дополнение к ноутбуку и коммуникатору купить себе еще и «таблетку». Не вижу потребительской проблемы, которую решит этот вид продукции.
Но Apple может пойти другим путем и создать модный гаджет, этакий очень престижный аксессуар с хорошим «вау-эффектом». Вот тогда, играя на популярности бренда Apple, они могут привлечь внимание покупателя. Но даже тогда это будет очень узкая ниша.
Вероятность того, будет ли представлена сегодня гипотетическая «таблетка» Apple – 99%, но на 100% это может знать лишь сам основатель Apple.
Говоря о функциональности этого устройства, в первую очередь, можно предположить, что это будет серфинг в интернете, чтение электронных книг и воспроизведение музыки. Но полную его функциональность мы узнаем тогда, когда Apple сделает официальное заявление.
Определить будущий спрос до того, как товар появится в продаже, и даже до того, как известны цены, достаточно тяжело, делать прогнозы – вообще занятие неблагодарное. Но, конечно, среди фанатов бренда новое устройство не останется без внимания.
Интересно подумать, для чего эти от 1 до 10 млн человек приобретут iPhone-переросток? Ведь чтобы слушать музыку, у них уже давно есть плеер, а чтобы читать книжки – Kindle, чей e-Ink дисплей бережнее относится к глазам, а батарея позволяет устройству работать от одной зарядки неделю, а не 10 часов. Для серфинга в дороге, в общем, хватает iPhone, а полтысячи долларов за 10-дюймовый кинотеатр – все-таки дороговато.
Что же все-таки показал на своем специальном мероприятии Стив Джобс? Не тот ли это «нетбук за $600», о неумении сделать который Apple заявляла полтора года назад?
Первая попытка Apple войти на огромный рынок нетбуков называлась MacBook Air. Пока все прочие производители старались уменьшить ноутбук в по высоте и ширине, Apple боролся с толщиной. Пока производители нетбуков старались уменьшить цену на нетбук по сравнению с классическим ноутом примерно вдвое, Apple задрал ее почти в полтора раза. Большого успеха Apple с таким продуктом не добилась. Уход MacBook Air из продаж ожидается уже с полгода, и заменой для него мог бы стать iPad. Он в точности соответствует нетбучным стандартам по габаритам и времени работы от батарейки, будет продаваться по вполне конкурентной цене и способен выполнять примерно те же задачи: открыть пару сайтов и набрать недлинный текст вдали от рабочего места на неудобной клавиатуре. Только у классического нетбука клавиатура неудобна потому, что она маленькая, а у iPad – еще и потому что сенсорная. Это бонус.
Но история Apple учит, что предсказывать ее действия – дело неблагодарное. Через три года после первого показа iPhone из неуклюжего и сырого гаджета стал стандартом мобильной индустрии. Во что Apple превратит свой странный iPad через пару лет, сейчас вряд ли могут догадаться даже те, кому Apple весь последний год поставлял утечки.
⤢
http://www.slon.ru/articles/253661/