Новая конституция Венгрии готовилась с невероятной скоростью, и поддерживала ее всего одна партия. Но эта партия – партия власти с двумя третями мест в парламенте, поэтому в подарок к празднику Пасхи Венгрия получила новый основной закон. А раз это подарок, то и всенародное голосование организовывать не нужно. Ведь от подарков отказываться неприлично. «Референдум не имеет смысла. В этом случае люди, оценивая документ объёмом в 60 страниц, могли бы сказать только «да» или «нет»», – объяснил премьер-министр Виктор Орбан причину отказа от всенародного голосования. «Я хочу увидеть не конституцию большинства, а конституцию, которую все считают своей, чтобы избиратели не в конце, а в процессе могли высказать своё мнение», – поделился своим мнением Орбан, не беспокоясь о том, что его альтернативный подход к демократическим процедурам больше подходит для Средней Азии, а не для страны, которая в этом полугодии председательствует в Евросоюзе. Процедура «национальной консультации» – венгерская замена референдуму – была организована следующим образом. Каждый из 8 миллионов венгерских избирателей получил письмо прямо от правительства. В письме было 12 вопросов, которые вроде бы касались текста новой конституции, но сформулированы были довольно странно. Например, они совершенно не затрагивали реформу конституционного суда, которому правительство недавно запретило рассматривать вопросы, касающиеся госбюджета. Зато в правительственном письме нашлось место, чтобы поспрашивать граждан о разной ерунде. Например, о предложении запретить взимать налоги с расходов, связанных с воспитанием детей. Как эта мера будет выглядеть на практике, в письме не поясняется. Соски без НДС? Или дешевый бензин для тех, кто везёт своих детей на дополнительный урок английского языка? Между прочим, нулевой НДС в ЕС вообще запрещён. Также в письме затрагивается предложение ограничить размер государственного долга планкой в 60 % ВВП. Вроде бы ничего страшного здесь нет, аналогичное ограничение есть и в польской, и в немецкой конституции. Но в Венгрии госдолг уже сейчас находится на уровне 80% ВВП, и в письме ничего не говорится о том, где правительство планирует достать сумму, равную 20% годового ВВП, чтобы соответствовать требованиям новой конституции. По всей видимости, ограничение по госдолгу должно еще больше усилить централизацию власти в Венгрии. Так, чтобы местные руководители полностью зависели от финансирования из национального бюджета и не могли пользоваться чужими заемными деньгами. Но самый большой шум поднялся вокруг добавочных голосов на выборах для родителей из многодетных семей. В туманном законопроекте на эту тему почти не было подробностей предложенной процедуры. Дополнительные голоса будут предоставляться сразу маме и папе или делиться между ними? Если делиться, то что делать, когда количество детей нечетное? А если папа не живет с мамой, ему тоже голоса положены? И кто воспользуется дополнительными голосами за детдомовцев? Слава богу – кстати, о боге тоже пойдет речь – большинство людей отклонило это предложение, если судить по тем письмам, которые избиратели вернули правительству. Из 8 млн таких было всего 900 000. Премьер согласился с мнением нации, но заявил, что ему искренне жаль, и он надеется, что в будущем можно будет снова обсудить о дополнительных голосах. Понятное дело – у самого Орбана пятеро детей. Почему-то в письмах «национальной консультации» не оказалось любимой инициативы FIDESZ – предоставить право голоса этническим венграм, живущим за рубежом. Это могло бы увеличить количество венгерских избирателей на 2,5 миллиона человек за счет венгерских меньшинств из соседних Словакии, Румынии, Украины и Сербии. Естественно, зарубежные венгры гораздо большие патриоты, чем венгры венгерские, поэтому более благодарных избирателей для националистов из FIDESZ найти трудно. Но пока FIDESZ ограничилась законом, позволяющим просто получить венгерское гражданство в упрощённом порядке даже без постоянного место жительства в Венгрии. Голосовать без ПМЖ по-прежнему нельзя, но правящая партия обнадежила, что этот вопрос будет решён в отдельном законе. Самое удивительное, что правительство в своих письмах не посчитало нужным проконсультироваться с избирателями даже о смене официального названия государства. Новая конституция FIDESZ упраздняет «Венгерскую республику», заменив ее на просто «Венгрию». Конечно, форма государственного устройства остается республиканской, но удаление этого слова очень хорошо характеризует подход правительства к духу республики. Недаром при первом правительстве FIDESZ и Орбана в 1998–2002 гг. власти перенесли историческую корону венгерских королей из Национального музея в здание парламента. Учет вернувшихся писем избирателей вели исключительно функционеры FIDESZ, поэтому об их количестве и содержании венгры знают только со слов партии власти (это знакомое для российских читателей словосочетание постепенно обретает смысл и в Венгрии).Оппозиционные силы: Венгерская социалистическая партия, у которой 15% мест в парламенте, радикально-националистическая партия «Йоббик» (12% мест) и Либеральная партия (5% мест) – отказались участвовать в обсуждении новой конституции, заявив, что FIDESZ не намерен с ними реально сотрудничать, а просто хочет создать видимость политического консенсуса в работе. А в какой, собственно, работе? Почему Венгрии понадобилась новая конституция? Дело в том, что нынешний основной закон – первая и единственная письменная конституция в истории Венгрии – формально родился еще в 1949 г. на основе сталинской конституции 1936 г. Но принятый через год после прихода к власти коммунистов основной закон был настолько переработан в 1989 г. в ходе переговоров Венгерской социалистической рабочей партии и демократической оппозиции, что его вполне можно назвать новой конституцией. Правда, в преамбуле конституции говорится, что она является временной до принятия окончательного варианта, который в будущем может создать конституционное большинство, то есть две трети парламента. Но, как всегда, временный вариант оказался постоянным. Тем более, переработанный в 1989 г. основной закон соответствовал всем демократическим требованиям: обеспечил шесть свободных парламентских выборов (пять из них привели к смене правительства) и гарантировал независимость от правительства конституционного суда, национального банка и государственных СМИ. Серьёзных попыток создать новую конституцию в Венгрии за последние 20 лет не было, даже когда в 1994–1998 гг. правящая коалиция либералов и социалистов располагала 72% мест в парламенте. Никакой необходимости в новой конституции нет и сейчас. Даже сам Орбан не упоминал об этом в ходе прошлогодних выборов. А теперь FIDESZ заявляет, что она получила полномочия на это от избирателей, которые обеспечили ей конституционное большинство в парламенте. При этом никто из правительства толком не объяснил, а что, собственно, плохого в нынешней конституции? Да, Орбан после своей крупной победы на парламентских выборах 2010 г. заявил о «революции, совершенной на избирательных участках», а слово «революция» ассоциируется с системными изменениями. Но даже тогда премьер не говорил о новой конституции. Только осенью 2010 г. Орбан начал убеждать всех в том, что Венгрии надо консолидировать нынешнюю конституцию, сохраняя её ценности. Но с сохранением ценностей у новой конституции как раз проблемы. Ее преамбула декларирует, что не признаёт непрерывность законности между сегодняшним днем и периодом, начинающимся с 1944 г. (приход к власти венгерских нацистов во главе с Ференцом Салаши) и заканчивающимся в 1990 г. (создание демократического парламента). Хотя предыдущий вариант именно с помощью слова «республика» в названии страны показывал, что страна не желает вернуться не только к коммунистической эре, но и ко временам авторитарного режима Миклоша Хорти 1920–1944 гг. Вдобавок такая преамбула FIDESZовской конституции не признаёт даже многопартийные выборы 1945 года, хотя это было важнейшее событие для недолговечной второй Венгерской республики после Второй мировой войны. В новой преамбуле также содержатся ссылки на бога, что довольно странно для светского государства. Одно дело, когда бог упоминается в какой-нибудь старой конституции и воспринимается как традиционная часть основного закона. Но в новой конституции Венгрии появление бога, христианских корней и таких ценностей, как семья, работа, порядок (свобода, равенство и толерантность не упоминаются) – уже не традиция, а мировоззрение конкретной правящей партии. А конституция все-таки должна быть общенациональной, какой была конституция 1989 г. В новом основном законе Венгрии также говорится о Святой Короне, которой велись коронации венгерских королей с XIII века и которая на протяжении веков стала самостоятельным источником закона. Также упоминается «историческая конституция», означающая набор законов предыдущего тысячелетия. Все это больше, чем просто дань истории. В соответствии с преамбулой, конституция трактуется в свете вышеуказанных правовых источников, что может привести к непредвиденным юридическим последствиям. Но больше всего пугает то, что новая конституция вместо сообщества граждан Венгрии говорит о венгерской нации в этническом смысле, вовлекая в неё и зарубежных венгров и выходя за пределы сегодняшних границ страны. Мало того, в новый вариант конституции власти не стали включать фразу о том, что венгерское государство не угрожает насилием территориальной целостности соседних стран. Хотя в варианте 1989 г. такое положение было. Такое огромное количество неясностей, неточностей и сомнительных положений в базовом законе страны беспокоит многих венгров. Наверное, поэтому правительство решило отказаться от референдума, хотя и говорит о всенародной поддержке. Конечно, большинство избирателей, скорее всего, проголосовало бы «за» конституцию (многим нравится националистическая риторика Орбана), но две трети могло и не набраться, а это означало бы сокращение поддержки по сравнению с парламентскими выборами 2010 г. Поэтому партия опирается на уже полученные парламентские две трети, с помощью которых отменяет всё: независимость государственных СМИ, самостоятельность конституционного суда, национального банка. Позволяет увольнять чиновников без объяснения, перестраивает систему судов и прокуратуры, сужает возможности для забастовки и полномочия омбудсменов, ставит своих людей на руководящие посты сразу на 9 лет, затрудняет доступ граждан к конституционному суду и прямым шантажом, с угрозой отмены права на государственную пенсию, возвращает в бюджет 3 триллиона форинтов ($15 млрд), которые два миллиона венгров накопили в негосударственных пенсионных фондах за последние 14 лет. Понятно, что после этого правительству лучше не рисковать всенародным референдумом. Лучше дать народу конституцию в подарок на Пасху.