Простой путь в Европу | В ожидании правительства | Большой вопрос, как поделить | Большой вопрос, за что взять
ПРОСТОЙ ПУТЬ В ЕВРОПУ
Писатель, блоггер и поэт-песенник Леонид Каганов получил письмо от нового агентства по управлению авторскими правами, которое так его удивило, что Каганов выложил скан в своем блоге. РСП («Российский союз правообладателей»), сравнительно молодое агентство по защите прав авторов, создан для сбора отчисления от продажи записывающей аппаратуры и чистых аудио- и видеоносителей. В письме Союз призвал блоггера Каганова поручить ему взимать этот сбор, чтобы перераспределять, в том числе и в его пользу.
Диковатая идея превентивного сбора за будущее мелкое пиратство – не российское изобретение. «Налог на чистую кассету», которым облагаются бытовые устройства с возможностью копирования и чистые носители, существует в Испании, Бельгии и Франции, и именно благодаря ему французы предпочитают покупать аппаратуру и болванки в Германии. Вводя налог, европейские законодатели предвидели, что владелец легального диска не сможет удержаться от соблазна хотя бы единожды скопировать его содержимое на чистую болванку. Потерю автора именно от этого бытового пиратства призван компенсировать сбор на чистые носители.
В России такой сбор тоже предусмотрен Гражданским кодексом. Но РСП совершил фальстарт: прежде, чем его начнут взимать, чиновникам предстоит много чего додумать.
В ОЖИДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Авторские права при копировании аудио- и видеозаписей для личных нужд – единственный вид авторских прав, который в России до сих пор не регулируется, хотя и описан законодателем в 4 части Гражданского кодекса. Чтобы полностью уподобиться Европе, обложив данью копирование на личные болванки, России не хватает постановления правительства. Оно и должно определить размер отчисления, доли сбора, причитающиеся всей авторской цепочке – автору, исполнителю и звукозаписывающей компании – и комиссию аккредитованной организации.
В правовом управлении Росохранкультуры, контролирующем соблюдение авторских прав, уверены, что введение такого сбора давно назрело и в России, и его появление – это лишь вопрос времени, однако назвать ожидаемый срок выхода постановления и конкурса для выбора организации, которая будет взимать сбор, не могут. Представитель «
Российского авторского общества», одного из учредителей РСП, сделавшего предложение блоггеру Каганову, готов строить
предположения о вероятном размере сбора
Прямая речь «Размеры сбора на персональное копирование ожидаются в размере десятков миллионов евро» Советник гендиректора РАО Хазби Джатиев об ожидаемых размерах сбора «на чистую кассету»:
4-я часть Гражданского Кодекса РФ предусматривает государственную аккредитацию обществ по коллективному управлению правами (ОКУП) в шести сферах авторского и смежных прав. По пяти из них такая аккредитация уже проведена. По шестой сфере – управление авторскими и смежными правами при копировании для личных целей – она еще предстоит.
Как предполагается, сбор будет взиматься со всех производителей техники и материалов, предназначенных для такого копирования, или их импортеров некоммерческой организацией (ОКУП), которая и распределит его по правообладателям. Размер сбора не определен. В Европе этот сбор составляет 1–2% от оптовой стоимости.
Точных цифр сейчас нет. После того, как Минкультуры РФ проведет конкурс на аккредитованную организацию, правительство определит размеры этих сборов. В числе претендентов на эту аккредитацию, как я могу предположить, помимо РСП («Российский союз правообладателей» – Slon.ru) будет РОУПИ («Российское общество по управлению правами исполнителей» – Slon.ru).
В Европе 40% аналогичного сбора начисляется авторам произведений, 30% – компаниям-производителям фонограмм и 30% – исполнителям. В России это распределение будет утверждаться правительством. Аккредитованной организации, которая непосредственно займется управлением правами в этой сфере, останется комиссия, но ее размер пока тоже не определен.
Трудно судить, какими окажутся размеры сбора, но, скорее всего, можно ожидать десятки миллионов евро.
, долях отчислений для держателей авторских прав и даже о таможне как месте сбора, но так же затрудняется говорить о сроках выхода правительственного постановления.
БОЛЬШОЙ ВОПРОС, КАК ПОДЕЛИТЬ
Сравнительно несложная задача – начислить дополнительные 1–2% сбора на ввозимую бытовую технику – тормозится проблемой выбора организации, которой будет поручен сбор и распределение денег, рассказал Slon.ru источник в РАТЭК, ассоциации, объединяющей отечественных импортеров бытовой техники. Один из претендентов на будущую аккредитацию – РСП – сумел объединить в числе своих учредителей РАО, Союз кинематографистов и ВОИС («Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности»). Союзу, который называют главным кандидатом на роль сборщика «налога на чистую кассету», противостоит РОСП («Российское общество по смежным правам»).
Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков – сильный игрок на поле борьбы за авторские права. В прошлом году Союз кинематографистов выступил с инициативой отмены статьи 1245 Гражданского кодекса, описывающей «налог на чистую кассету», и замены его сбором на поддержку отечественного кинематографа. Год назад это предложение не встретило понимания у законодателей, однако сотрудники РАО и РАТЭК и правового управления Министерства культуры в частных разговорах с Slon.ru говорили и о нынешних претензиях кинорежиссера на существенную долю в будущем «налоге». Никита Михалков сейчас возглавляет Совет РСП, поэтому претензии кинематографа на часть средств, скорее всего, будут учтены.
БОЛЬШОЙ ВОПРОС, ЗА ЧТО ВЗЯТЬ
Ассоциация импортеров РАТЭК – естественная оппозиция будущему «налогу на записывающую аппаратуру», как здесь его называют. Именно членам ассоциации предстоит, собственно, платить на таможне. Президент РАТЭК
Александр Онищук может перечислить
множество препятствий
Прямая речь «Никто никогда не считал, сколько конкретно правообладатели в России теряют от частного копирования» Президент ассоциации РАТЭК Александр Онищук о трех вопросах, которые должно решить правительство, прежде чем в России введут «налог на чистые кассеты»:
Сбор за копирование для частных нужд – это норма законодательства, которая предусмотрена статьей 1245 4 части Гражданского кодекса. Однако механизм такого сбора в Кодексе не прописан до конца. Существует норма о том, что правообладатели могут получать компенсацию в виде отчисления от продаж записывающего оборудования и носителей, но с какого именно оборудования и какого размера должны быть эти отчисления – пока неизвестно, это должно быть утверждено постановлением правительства.
Вообще эта тема крайне сложна. Могу пояснить, что в законе идет речь о том, что правообладатели имеют право не на дополнительный заработок, а на компенсацию своих потерь в результате частного копирования. В Европе, откуда к нам пришла эта идея, законы тоже говорят не о дополнительных заработках, а именно о компенсации потерь. А у нас сейчас почему-то зашла речь о фондах поддержки культуры, о том, что эти деньги должны идти на развитие кинематографа, и это совершенно неверно.
Как это должно работать? Например, вы любите какого-то исполнителя, купили его диск и сделали копию своей девушке. Не миллион копий, чтобы продавать их в переходе, потому что это пиратство, которое преследуется в уголовном порядке, а всего одну. В результате этого один диск исполнителя не был продан, и исполнитель, его композитор и звукозаписывающая компания недополучили часть прибыли. Именно эту потерю призван компенсировать сбор за звукозаписывающую аппаратуру.
Сразу возникает вопрос: о каких деньгах тут может идет речь? Никто никогда не считал, сколько конкретно правообладатели в России теряют от частного копирования, и какие суммы им нужно компенсировать.
Второй очень важный вопрос: нужно понять, какая именно аппаратура участвует в частном копировании. Входят ли туда видеокамеры, телефоны и телевизоры? На практике эти вещи для копирования не используются, но, как правило, у них есть кнопка Record. Является ли ее наличие единственным критерием, чтобы облагать аппаратуру сбором?
Еще один вопрос касается роли таможни во взимании сбора. Мы считаем, что привлекать ее неправильно, и о том же нам говорит европейский опыт. В Бельгии, Испании, во Франции существуют аналогичные сборы, но везде они собираются в рамках гражданско-правовых отношений. Просто одни граждане передают деньги другим гражданам, и ни копейки из этих денег в бюджет не идет, поэтому не совсем понятно, какое отношение к сбору имеет таможня как государственный орган.
В общем, прежде, чем установить размер и порядок взимания сбора, правительству нужно решить очень много непростых вопросов. Возможно, именно поэтому порядок и размер взимания сбора до сих пор не определен.
Понятно, что когда сбор станет реальностью, производители и импортеры аппаратуры станут налоговыми агентами. Будущий сбор войдет в себестоимость товара и скажется на розничных ценах, и в наибольшей степени ему будут подвержены граждане, которые как раз и являются субъектом частного копирования. Торговцы аппаратурой и ее производители сейчас не очень хорошо себя чувствуют, и повышение розничных цен вряд ли их обрадует.
для введения сбора и помимо выбора коллекторской организации. Ему непонятно, почему при взимании «налога» предполагается использовать таможню, – ведь авторское право – часть системы гражданско-правовых отношений, – и на цену какой именно записывающей аппаратуры сбор будет начисляться. Вряд ли критерием может стать наличие кнопки «запись» на устройстве. Ведь никто не будет делать домашнюю копию фильма с помощью видеокамеры, хотя такая возможность, безусловно, есть. С другой стороны, самым популярным инструментом копирования музыки и видео становятся компьютеры, но справедливо ли облагать сбором покупателей всех персоналок, жестких дисков и флеш-накопителей, зная, что в большинстве случаев пользователь будет хранить в их памяти все же документы и программное обеспечение?
Эти же проблемы признают и сотрудники правового департамента Министерства культуры, говоря, что хотя «наброски будущего постановления правительства находятся в работе», вряд ли можно ожидать появления чистовика до конца 2010 г. Это значит, что граждане пока могут перезаписывать легальные музыку и кино совершенно бесплатно, и рознице взлет цен на пишущие музыкальные центры пока не грозит.
Блоггер Леонид Каганов, мягко говоря,
недоволен
Прямая речь «Мне стыдно за этих людей. Реально стыдно» Писатель и поэт-песенник член РАО Леонид Каганов о том, как к сбору «на чистые кассеты» относится правообладатель: С авторским правом ситуация в стране очень сложная. Во-первых, нет понимания авторского права у наших потребителей, и поэтому все воруют повсеместно. Во-вторых, понимания авторского права нет и у законодателей, и поэтому у них возникают такие абсурдные идеи, как, например, брать деньги за включенное радио в маршрутке, хотя за прослушивание музыки в этом радио уже заплатила радиостанция.
Недавно я с удивлением узнал, что в Европе есть сборы на копирующую аппаратуру и на носители, и при покупках снимается налог. С точки зрения здравого смысла, тут возникает вопрос: что же, если я купил болванку и уплатил этот сбор, то я могу украсть и записать на нее все, что угодно?
Почему бы в таком случае не брать налог на чистую бумагу, на которую тоже можно скопировать книги? Исходя из логики РСП, нужно брать налог на все, включая глиняные таблички.
Непонятно, почему любого покупателя болванки или магнитофона хотят автоматически записать пираты. Это все равно что дать посидеть пару дней человеку, который купил нож. Если бы он кого-то зарезал, ему дали бы 8 лет, а так – пусть посидят все, но по паре дней.
Думаю, авторы произведений денег от этого сбора не увидят хотя бы потому, что неясно, по каким принципам они будут распределяться. Если я запишу на болванку «Машину времени» и The Beatles, то сколько с моего налога получит Макаревич, сколько – Маккартни, и сколько – Никита Михалков? РСП просто придумал очередную нефтекачалку.
Мне стыдно за этих людей. Реально стыдно. В стране полный разгул пиратства, а они вместо исправления ситуации с авторским правом занимаются выкачиванием денег в совершенно абсурдных сферах.
самой идеей «налога на чистую кассету»: он не понимает, почему бенефициаром налога на копирование российскими гражданами песен The Beatles для прослушивания в машине будет Никита Михалков. Правда, и самому Каганову немного достанется, но он этих денег не ждет и не просит. А значит, его должно радовать, что до конца нынешнего года неприятный источник дохода и не появится.
0
http://www.slon.ru/articles/312646/