Федеральная программа разделена на три этапа. Первые результаты появятся не раньше 2014–2016 годов. Наиболее интересные и спорные положения программы:
•
Согласно программе, в 2009 году Россию посетили 21,3 млн иностранных граждан, 15% из них как туристы. А по данным
Ростуризма, в 2010 году к нам приехало 22,3 млн человек и туристов из них – 29%. Если кризис не усугубится, в Россию и так поедет больше туристов. Выделить, что тут заслуга программы, а что случилось само по себе – непросто. Тем более, чтение статистики у чиновников явно хромает.
•Общий объем финансирования составляет 332 млрд руб. (из них 98 млрд выделяет государство). При этом емкость номерного фонда к 2016 году, по программе, увеличится лишь на 46% по сравнению с 2010 годом. Как эта цифра коррелирует с прогнозом семикратного (то есть на 600%) роста потока туристов, если отелей и так не хватает, – непонятно. А вот объем инвестиций в это увеличение отелей к 2016 году вырастет больше чем в два раза.
•Описываются наиболее привлекательные для привлечения туристов направления. Так, к нынешним 13,5 млн любителей пляжного отдыха чиновники хотят привлекать еще 12 млн человек в год. Но учитывая, что строить отели планируется по довольно скромному сценарию, шансы есть разве что у экологического туризма и экзотичного агротуризма – дополнительно 1,6 млн и 0,6 млн человек, соответственно.
Представители туристической отрасли появлению программы рады: хотя бы потому, что до сих пор сектор почти не пользовался вниманием властей. Выделяемые суммы внушают некоторые надежды, что дело с туризмом сдвинется с места. Тем не менее, опрошенные Slon.ru игроки рынка выражают вполне логичные опасения, что:
1. Программа не будет реализована по самым распространенным в России причинам: коррупция, бюрократические проволочки, слабый контроль;
2. Никак не отражены механизмы, регулирующие ценообразование на перевозки и проживание. Цены на авиа- и ж/д-сообщение в России очень высоки и даже гражданам России часто дешевле отдохнуть за границей, чем на российском юге. То же касается и стоимости проживания, не говоря уже о соотношении цена/качество.
3. Совершенно не прописаны социальные программы, делающие такой отдых доступным большинству жителей России.
Показатели по туризму, которых хотят добиться власти до 2016 г.
| 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
| Количество граждан РФ, размещенных в отелях, млн человек | 32,1 | 32,3 | 33,1 | 36,1 | 38,3 | 41 | 45 |
| Количество иностранных граждан, размещенных в отелях, млн чел | 3,3 | 3,6 | 3,9 | 6,8 | 10 | 15 | 23 |
| Площадь номерного фонда, тысяч кв. м | 14 081 | 14 392 | 14 694 | 17 422 | 18 672 | 19 922 | 21 547 |
| Количество мест, тысяч мест | 1 295 | 1 309 | 1 327 | 1 563 | 1 663 | 1 763 | 1 893 |
| Инвестиции в развитие средств размещения, млрд руб. | 15,2 | 17,2 | 19,4 | 22,7 | 26,1 | 30,2 | 35 |
| Число занятых в туристических фирмах и отелях, тысяч человек | 567 | 572 | 577 | 642 | 682 | 731 | 794 |
| Объем платных туруслуг, оказанных населению, млрд руб | 95 | 113 | 144 | 187 | 244 | 319 | 417 |
| Объем платных услуг в отелях, млрд руб. | 129 | 137 | 159 | 223 | 283 | 371 | 500 |
ИСТОЧНИК: ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
Источники и направление финансирования программы развития туризма до 2016 г.
млрд руб.
ИСТОЧНИК: ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ